Это заметка посвящена эстетике и музыкальному жанру техно. Она предвосхищает более объемные высказывания по современной эстетике. Потому что наиболее привычные рассказы о красоте, прекрасном, эстетике сообщают содержание традиционной эстетики, а философия, культурология, культура продвинулись дальше, да и окружающий нас мир пестрит новыми формами. Потому мы оглядимся вокруг и после попробуем присмотреться к местоположению жанра техно в пространстве посткультуры.
В оригинальной заметке вконтакте к ней приложены несколько видео-роликов, где можно послушать отрывки техно и понаблюдать за танцами. Продолжительный диджей сет неординарного артиста, воспользовавшегося навыками виджея. И маленькое около художественное эссе за моим авторством, где обнаруживаются импульсы, раскрытые в "Декадансе Вавилона".
История эстетики, от имплицитной до самостоятельной и систематичной, насчитывает несколько тысяч лет. Примерно в XVIII в. этот раздел приблизился к современному облику. Последующие перемены затронули его внутреннее устройство. К концу XX в. и с наступлением XXI в. эстетику как раздел и дисциплину еще можно опознать, но все труднее понять из-за влияния компьютерных технологий, процесса глобализации, наложившихся на тянувшуюся веками секуляризацию.
Цифровизация привела к уплотнению мира в новом пространстве, давшим среду для дальнейшего генезиса (как ни парадоксально) старых и уже привычных понятий и идей.
Публичность стала иной: рост произошел во всех обоих направлениях вертикали качества высказываний и в их количестве, возросло число реципиентов, слушателей. Данной тенденции сопутствовало немыслимое сближение и расслоение нового плато из концептов экономических отношений и смыслов, порожденных городами как средоточиями массы. Так изменилась категория пространства. Что касается времени, то традиционный линнеарный взгляд на время, имеющее начало и конец, тоже подвергся изменениям. Прогнозирование трендов, поиск подобий и повторений в динамике различных событий или цикличности, ценность "сейчас" и погруженность в настоящее. Наш искусственный мир смыслов обрел концентрацию, плотность, переполненность и перегруженность, выстроив новые интонации в языке культуры.
С изменением языка и возникновением новых форм высказываний изменилось и восприятие, сильно определяемое новой средой. Банальная вещь - мы воспринимаем чаще всего прошлое в силу особенностей нашего мозга, собирающего данные с наших органов чувств и опосредующего их в мире, пребывающем в постоянной динамике. Возникли источники искусственного освещения, стекла и зеркала, даже снимок схватывает мир, отраженный в оптике и переданный с искажениями.
Наше восприятие становится быстротечным, а цифровой мир подражает действительности, создавая ощущение движения в цифрах, буквах и прочих символах. Еще сильнее актуализируется концепция постоянного диалога.
Изобилие новых виртуальностей, надстроек реальности, усложняет мир, где пребывает старый добрый субъект, встречая его с игрой искажений: в музыке, кино, играх, социальных сетях и передачах. Новые цифровые симулякры, порвавшие с референциальностью, окунают нас в сферу психологического, так как они лишены вещности, задерживаясь в состоянии интерсубъективного, иными словами, открытого массе субъектов и лишенного устойчивых объективных свойств. Здесь сохраняется разделение на высокое и низкое, представленное в существовании симулякров высокого порядка и низкого, различающихся количеством недостатков, их эстетической автономностью и выразительностью. Появляются кич, очевидная вторичность.