От децентрализации Дэн Сяопина к централизации Си Цзиньпина
Наиболее существенной реформой, проведенной в Китае после 1978 года, была реформа децентрализации.
Политика наверху может застопориться из-за фракционных и идеологических баталий. Но внизу, у местных лидеров были полномочия и ресурсы для принятия собственных решений. Конституционные рамки не регулировали эксперимент Дэн Сяопина.
Позволить местным жителям взять на себя инициативу было для Дэн Сяопина способом избежать консервативной оппозиции наверху, обойти влиятельные фракции, связанные с государственным сектором, и избежать приверженности какой-либо особой модели реформ. Тот факт, что на местах собиралась основная часть налогов, также означал, что это было дешевое решение для центрального правительства. Реформа и открытость велись снизу.
Не было необходимости планировать частное предпринимательство, нужно было только управлять им.
В то время как вся земля все еще находилась в законном ведении колхозов, фермеры начали тайно делить ее между собой. Они выращивали то, что им было нужно для выполнения правительственных квот, а затем могли свободно распоряжаться излишками так, как считали нужным.
Окончательная и постепенная приватизация городских и сельских предприятий также началась в качестве местного эксперимента. Идеи исходили от менеджеров и кадров на периферии, а не от партийного руководства.
В 1990-е и 2000-е годы частный сектор начал расти, а власть государства начала сокращаться. Местные назначенцы обеспечивали интересы отдельных лиц, низовых организаций, предприятий и самой партии. Рука могла двигаться без команды мозга.
Включение Дэном рыночной логики в передачу полномочий не привело к тому, что он отказался от монополии партии на продвижение кадров.
Назначение партийных чиновников в провинции наилучшим образом использовало их творческий потенциал и интеллект. Вместо того, чтобы перебирать бумаги в столице, будущие лидеры нации работали на партийных постах в отстающих регионах. Даже Си Цзиньпин был вынужден покинуть уютную должность в столице, чтобы проявить себя в провинциях.
Централизация власти Си Цзиньпином с 2011 года стала ответом на рост фракционной политики после смерти Дэн Сяопина. Ху Цзиньтао так и не смог искоренить могущественные группировки и централизовать власть. Си, в свою очередь, сделал приоритетом обеспечение сильной личной позиции лидера.
Еще одним ключевым шагом Си Цзиньпина было устранение двусмысленности правовых и конституционных рамок, регулирующих местные эксперименты.
Наращивание потенциала технологий “четвертой промышленной революции”, включая искусственный интеллект, является одним из ключевых принципов мысли Си Цзиньпина.
Цель состоит в том, чтобы собрать и централизовать как можно больше данных. Одной из ключевых проблем, с которой столкнулось государство, являются “ненадежные и неполные базовые данные, а также несовместимые наборы данных и системы”. Анализ больших данных требует интеграции; наблюдение лучше всего работает, когда оно объединено в сеть, в котором центром станет правительство.
Вертикальность Си требует только населения, которым можно эффективно управлять. Государство может удовлетворять интересы и выражать волю широкого круга абстрактных социальных индивидов, не полагаясь на суждения местных кадров.
Правительство намерено также создать более сильную гражданскую китайскую идентичность. Агрессивная политика культурной ассимиляции в Синьцзяне является одним из примеров этого.
Тоже самое относится и к новой риторике об управлении, основанной на данных: оно предполагает население, в котором человек является автоматом, генерирующим данные, деятельность которого является входным материалом для работы государства, с небольшим количеством или без каких-либо вмешивающихся социальных структур.
https://palladiummag.com/2021/11/18/the-second-death-of-jiao-yulu/