#утренняяреплика
Apple снова оказывается в центре скандала связанного с браком своей продукции. И, как считают многие пользователи, брак этот делается умышленно. На этот раз речь идет проблеме с экраном в Macbook Pro, которая получила название «
flexgate».
Суть проблемы заключается в том, что в макбуках начиная с 2016 года выпуска изменилось расположение и длина шлейфа соединяющего экран с корпусом. Использование ноутбука даже в бережном режиме приводит к тому, что шлейф этот разрушается, а изображение на экране начинает мерцать или вообще пропадает. Цена шлейфа, по оценке iFixit составляет около $6. Решение этой проблемы в официальном сервисе Apple приведёт к ремонту ценой в $600, так как случай считается негарантийным, и для решения проблемы требуется замена верхней крышки целиком вместе с матрицей. Это все потому, что кто-то придумал заливать этот шлейф клеем вместе со всем содержимым верхней крышки. Особые эмоции у клиентов вызывает то, что после такого ремонта через некоторое время экран снова начинает мерцать и выключаться. Что вполне объяснимо: крышка и шлейф заменяются на точно такие же.
Нельзя сказать, что компания совсем глуха к критике пользователей. Для желающих сэкономить на регулярном ремонте Apple предлагает пакет AppleCare+. Достаточно купить подписку AppleCare+ за $379 в год, и пока она действует, решение проблемы со шлейфом ценой в $6 будет стоит всего лишь $99, а не $600. Разве можно отказаться от столь выгодного предложения?
Если серьёзно, то можно написать большую колонку тысяч на 15-20 знаков о том, что Macbook Pro уже пару лет как минимум не заслуживает суффикса «Pro». Это уже стало общим местом. Интересно совсем другое — кто и как принимает такие решения, как проходятся всевозможные тесты, кто и как формулирует те или иные распоряжения. Вполне возможно, что поданные иски приведут к очередному раскрытию внутренней переписки и документации Apple. Но пока мы можем изучать лишь документы предыдущих лет и сообщения от инсайдеров.
Очевидно, что это не случайное явление: слишком много совпадений, да и о некоторых проблемах прошлых лет руководство точно знало за месяцы до релиза продуктов. Это доказанные в суде факты, которые были обнаружены во внутренней переписке компании (напр.: bendgate). Опять же, само по себе запланированное устаревание явление не новое, и то, что Apple использует те или иные приёмы для снижения срока службы своих устройств вряд ли кого-то удивляет.
Удивление вызывает то, с какой примитивностью это делается и насколько серьёзные последствия вызывает. Нет сомнений, что такая агрессивная стратегия может дать только краткосрочный эффект. Почему же так происходит? Судя по тем фактам, которые доступы публике, ситуация вышла из под контроля и проблемы носят более массовый характер, чем это задумывалось при создании продуктов.
Все дело в том, что «запланированное устаревание» — это такое же свойство продукта, как любое другое. Его добавление требует затратной разработки и усилий инженеров. Необходимо прекрасное знание материалов и их свойств, огромное количество тестов и дорогостоящих исследований. Но у некоторых маркетологов и «эффективных» руководителей может появиться соблазн «оптимизировать» затраты даже в таких чувствительных сферах. И тогда определённые дефекты, обнаруженные в прототипах, будут просто перенесены в релизный продукт. Ну а что происходит дальше — вы и так прекрасно знаете.