Size: a a a

Классическая музыка

2020 November 17
Классическая музыка
источник
2020 November 18
Классическая музыка
Знаменитый эпизод «Кошачий концерт» из мультфильма «Том и Джери», который в 1947 году был удостоен премии Оскар. В данном эпизоде звучит вторая венгерская рапсодия Ференца Листа.
источник
2020 November 20
Классическая музыка
​​Гендель, при всех его музыкальных талантах, не был душкой и симпатягой. Слухи о его раздражительности поползли в музыкальных кругах. Хорошо известно, например, что Гендель терпеть не мог звуки настраиваемых инструментов. Поэтому, собираясь на концерт, он требовал, чтобы все инструменты были настроены до его прихода. В один из таких вечеров перед концертом какой-то озорник проник в театр и расстроил их все.

Как только Гендель начал дирижировать, публика услышала такую визгливую, режущую ухо какофонию, какую только могли исторгнуть 50 расстроенных инструментов. Гендель превратился в баллистическую ракету. В ярости он схватил контрабас и вышвырнул его вон, затем поднял литавры и со всей силы запустил их в первого скрипача. (Тяжеловато же тому пришлось! Мы, наверное, на его месте больше не отважились бы взять в руки скрипку.) В припадке бешенства Гендель потерял свой парик, и под гомерический хохот публики стремительно покинул сцену. #Гендель
источник
Классическая музыка
​​Как расцветал вальс в Павловске под руководством Иоганна Штрауса?

Знали ли вы, какой исторический след оставил после себя “король вальса” Иоганн Штраус в России? Он был знаковой фигурой в истории Павловского музыкального вокзала. Великий композитор выступал на его сцене в течении 10 сезонов!

Но сперва он оказал значимое влияние на архитектуру вокзала, категорически отказавшись выступать в зале ресторана. Тогда вокзал перестроили, открыв полноценный концертный зал с эстрадой для оркестра.

Штраус исполнял не только свои композиции, но и знакомил публику с произведениями Шарля Франсуа Гуно, Рихарда Вагнера, Джузеппе Верди. Очень любил играть Михаила Глинку, устраивал целые глинкинские вечера. С именем Штрауса связаны также первые исполнения произведений начинающих в то время композиторов П. И. Чайковского, А. И. Серова и других.

Успех Штрауса в Павловске был необычайным. Афиши о его концертах висели по всему Петербургу. Павловский музыкальный вокзал был местом притяжения интеллигенции того времени, поэтому русская публика любила его музыку и разбиралась в ней, знала вальсы из его репертуара.

Во время Павловских сезонов Штраус также сочинял новые произведения: 4 вальса, 1 кадриль и 6 полек. А на знаменитый вальс “Прощание с Петербургом” его вдохновил роман с русской девушкой Ольгой Смирнитской.

Но не просто так мы заговорили про Павловский музыкальный вокзал. Сейчас активно обсуждается проект по его восстановлению, а значит, что легендарная классическая музыка в Павловске снова зазвучит! Узнать больше фактов о вокзале можно здесь - https://www.facebook.com/pmvokzal
источник
2020 November 23
Классическая музыка
​​Суперзвезды классической музыки: Лист и Паганини

Паганини полностью изменил саму природу скрипичного исполнения. Да, он мог одним залпом сыграть такие пьесы, которые, как считалось, невозможно было исполнить. Перед концертом, например, он мог подготовить свою скрипку, почти до конца подпилив на ней три струны из четырех. Во время выступления эти три струны лопались, заставляя его завершить исполнение на единственной оставшейся.

Если Паганини был артистичным мастером скрипки, то Ференц Лист, стал его двойником-пианистом, объездив всю Европу и собирая полные концертные залы. Подобно Паганини, Лист превращал собственные выступления в своего рода рок-зрелища: каждый раз перед началом исполнения он эффектно снимал пару белых перчаток, разрывая их по швам, требовал обязательного наличия на сцене запасного рояля на тот случай, если он порвет струны во время своих неистовых ударов по клавиатуре, и демонстрировал игру по памяти, отбрасывая ноты в сторону. #Лист #Паганини
источник
Классическая музыка
источник
Классическая музыка
источник
2020 November 26
Классическая музыка
​​Чайковский изначально хотел превратить сюжет Божественной комедии Данте в оперу. Но проект не сдвигался с мертвой точки, поэтому в голову автору пришла идея симфонической поэмы, задуманная в тесном сотрудничестве со своим младшим братом Модестом. Чайковский выбрал для нее сюжет пятой песни «Ад» Божественней комедии. Так осенью 1876 года на свет появилась фантазия «Франческа да Римини».

Сюжет песни повествует о том, как Данте и Вергилий спускаются в ад, который разделен на девять кругов. Во втором круге находятся умершие, заслужившие наказание за грех похоти. Здесь два поэта встречаются с Франческой да Римини, которая рассказывает им свою историю. Как дочь знати была обручена с Джанчотто Малатеста и должна была выйти за него замуж. Но любила она его брата Паоло. Джанчотто поймал двух влюбленных за поцелуями и зарезал Франческу и своего брата кинжалом.

Интересно это произведение тем, что оно сопряжено с главной творческой думой автора – любовью и смертью. Вспоминая то же Лебединое озеро, приходим к выводу, что Чайковский видит спасение лишь после смерти, – только там возможно достичь совершенства и идиллии. Музыкальная история Франчески и Паоло выстроена чередованием адского рева и все более страстной мелодии любви. Вступление произведения – адский девиз, мотив которого преследует всю композицию. Это придает драматургии опуса оттенок неизбежности трагической судьбы главных героев. И хотя сама история печальна, влюбленным все же суждено быть вместе вечно, пускай и в аду... #Чайковский
источник
Классическая музыка
источник
2020 November 28
Классическая музыка
Элен Гримо, французская пианистка с мировым именем, пассионарная идеалистка, этакая нестареющая роулингская «Гермиона Грейнджер», отметившая 50-летие и, кажется, впервые в своей жизни оглянувшаяся назад.

На новом диске пианистки, выпущенном на лейбле Deutsche Grammophon, рядом с двумя фортепианными фантазиями и Концертом для фортепиано с оркестром № 20 Моцарта находятся пьесы современного украинского композитора Валентина Сильвестрова.

Первые — устремлены в трансцендентное будущее, вторые — рефлексируют музыкальное прошлое, и где-то на их пересечении пребывает сама Гримо, записавшая концептуальный и глубоко личный альбом "The Messenger" (английское название одноименной пьесы Сильвестрова — «Вестник»).

Послушать альбом:
http://muzium.org/releases/i-vechno-byt-i-vechno-plyt
источник
2020 December 10
Классическая музыка
​​Когда речь заходит о Мендельсоне, то слушатели обычно вспоминают его самые известные произведения, например, Увертюру «Сон в летнюю ночь» или пьесу «На крыльях песни». Знаете, такую легкую, юношескую музыку. Но погрузившись в творчество композитора более детально, находишь у него невероятно мощные откровения. Одним из таких является «Шотландская» симфония.

Из названия ясно – вдохновением для написания опуса послужили суровые пейзажи и обычаи Шотландии, которые автор запечатлел в своей третьей симфонии. Кстати нумерация вводит нас в некоторое заблуждение. Ведь до нее уже были написаны – четвертая «Итальянская» и пятая «Реформационная».  

Особенно впечатлил Мендельсона монументальный строгий средневековый Холирудский дворец. В письме своим родителям он писал, что именно при посещении заросших, гниющих стен, некогда богатого аббатства, где жила и любила Мария Стюарт, – у него родилась идея своей Шотландской симфонии.

Несмотря на то, что путешествия Мендельсона были давние, впечатления от ландшафта суровой северной атмосферы нашли в музыке свое выражение. «Шотландская» имеет мало общего с так называемым музыкальным путешествием. Здесь, скорее, все впечатления растворяются в единое целое, делая произведение интимным воспоминанием. Четыре части опуса плавно сливаются друг с другом, что свидетельствует о целостности впечатления, которое словно сновидение запечатлено в голове автора.

Мендельсон намеренно избегает любых программных определений. В основе его произведения лежит сила, меланхолия и жизнерадостность, которые существуют в единстве, не вступая друг с другом в противоречия. Медленное, поэтическое вступление к первой части образует мотив для мрачной темы второй половины фрагмента – струнного аллегро. Второстепенная тема, играемая кларнетами – это рой пчел. После роения, часть завершается темной балладной темой. За вихревой второй частью, где использована шотландская народная тема, следует элегическое адажио – очень личный и, на мой взгляд, трагический фрагмент. Воинственный и энергичный финал является доказательством того, как путешествие по впечатлениям в собственной памяти, могут быть отражены в музыке. #Мендельсон
источник
Классическая музыка
источник
2020 December 18
Классическая музыка
За этот год мы прослушали много новой музыки, но самые живучие треки в плейлистах – те, что с серьезной выдержкой. Именно поэтому мы сегодня не пропустим фильм-посвящение Виктору Цою «Симфоническое КИНО», которое покажут в рамках проекта «Музыкальная гостиная Газпромбанка». Обещают редкие архивные кадры семейной хроники, уже культовые сцены из «Ассы» и «Иглы», интервью с артистами, в том числе с гитаристом «КИНО» Юрием Каспаряном. Ну, и конечно, не обойдется без нетленок «Кукушки», «Звезды по имени солнце» в живом исполнении симфонического оркестра под руководством Антона Шабарова. Встречаемся сегодня в 20:00 на IVI !
источник
2020 December 20
Классическая музыка
​​❤️ «Мелодия» записала 8 часов тренировки любви к Бетховену. Часть произведений до этого выходили только на старом советском виниле. Послушайте ко дню рождения великого композитора.

За двести с лишним лет внимательные слушатели отобрали самую красивую и впечатляющую музыку Бетховена, а выдающиеся исполнители сыграли ее так, чтобы передать эту красоту каждому. «Мелодия» сделала из этого 8-часовой альбом.

Это 50 популярных и знаменитых произведений. Основная часть — из архива «Мелодии» 1950—80-х: части симфоний, концертов, фортепианных сонат, квартетов и камерно-инструментальных опусов, увертюры, песни, фортепианные «Багатели» и фрагменты «Торжественной мессы».

Все исполнители — культовые музыканты: Рихтер, Гилельс, Клайберн, Ойстрах, Коган, Репин, Ростропович, Ашкенази, Образцова, Караян, Светланов, Баршай, Симонов, Неэме Ярви, Федосеев, Дмитриев.

🗝 ЧТО ПОМОЖЕТ УСЛЫШАТЬ
Музыка Бетховена была авангардной для своего времени. Он баловался с массивными аккордами, которые звучали слишком грязно и громко для современников композитора, позволял себе музыкальные шутки, резкие контрасты, а однажды написал для валторниста тему, которая звучит так, как будто бедный исполнитель ошибся на пару тактов. В отличие от Моцарта с его нежными узорами, Бетховен писал крупными мазками, иногда даже грубо.

• Терапевтический эффект
Музыка Бетховена яркая, сильная и понятная. Он использует простые приемы выразительности: если скорбь, то траурный ритм; если бурное веселье, то громкие яркие аккорды. Поэтому его музыка может помочь собраться, когда все валится из рук, когда в душе раздрай и ничего не понятно. Его музыка вобрали в себя темперамент Бетховена — в ней много энергии и мощи: это помогает пережить состояние фрустрации и печали и найти в себе силы на борьбу с трудностями, напитаться силами.

• Сценарии прослушивания
Сонаты можно ставить на фон во время учебы: они помогают сосредотачиваться. Симфонии и концерты лучше слушать с утра — они бодрят и заряжают энергией. Торжественную мессу слушайте, когда захотите отрешиться от обыденности и суеты.

• Как изучать Бетховена по этому альбому
И тренировать внимание к его музыке. Выберите 1-2 произведения на день и послушайте их вдумчиво 2-3 раза, это поможет запоминать важные фрагменты и замечать структуру произведения. Проанализируйте впечатления и ощущения от первого и второго прослушивания: от второго скорее всего будет намного больше удовольствия.

⏯ Спотифай, Яндекс, Ютуб: vk.cc/bW5VOZ
источник
2020 December 22
Классическая музыка
Гленн Гульд – самый противоречивый и интересный пианист XX века.

Ушедший в концертный затвор в 32 года, он записал самую большую коллекцию Баха. Вместе с этим он очень любил и понимал Берга, Шёнберга и других представителей современной атональной музыки.

Человек, поющий во время записи и ничего не могущий с этим поделать, дирижирующий, когда одна рука свободна, дающий экспромтом шестичасовые концерты для одного почти незнакомого человека.

Нелюбитель Шопена, Листа и позднего Моцарта.

Редкий представитель музыкального сообщества, интересующийся теорией культуры (будущей культурологией). Единственный из академических музыкантов своего времени, кто не боялся обильно использовать монтаж в записи, делая до 12 склеек в минуту ради нужного результата.

Первый (и вроде пока единственный) человек, создавший полифонию из устной речи разных людей в радиопостановке "Идея Севера".

Человек, чья запись Баха отправилась в космос на Вояджере в числе лучших достижений человечества, и уже покинула гелиосферу Солнечной системы. #Гульд
источник
2020 December 30
Классическая музыка
Мелодия собрала с Кольтой плейлист ранних джазовых композиций советского времени — он неожиданно идеально настраивает на праздники

В нем архивные записи произведений 30-х и 40-х. Про содержание почитайте в заметке: кто исполняет и как эти композиции стали известны.

Под него получается спокойно суетиться в предпраздничные дни: додумывать планы, возиться по дому, выкладывать мандарины.  

Apple, Spotify
источник
2020 December 31
Классическая музыка
Ну что? Уходит, а у кого-то уже ушел, противоречивый двадцатый год. Надеемся, что двадцать первый не будет очком и даст нам вздохнуть. Всем желаем хорошей музыки, именно с ней приходят гармония и счастье. А встретить год предлагаем не под Лепса для плебса, а под великого Баха, который всегда остается вне времени. Годы пройдут, нас не станет, а музыка великого гения будет звучать вечно.
источник
Классическая музыка
источник
2021 January 08
Классическая музыка
Очень по-разному. Коротко рассказываем, как композиторы музыкой передают слушателю дух праздника

Бах, Рождественская оратория
Музыка строгая, торжественная, наполненная счастьем — не явно, а внутри. звучит более радостно и просто, чем другие его сочинения. Первый номер из оратории — квинтэссенция восторга и праздника.

Пендерецкий, «Рождественская» симфония
Тревожная, мрачная, моментами напоминает шестую симфонию Чайковского. Есть необычная деталь: время от времени солируют оркестровые колокольчики. Чтобы услышать, включите момент на 11:10 — как будто зажигаются звезды в зловещей тьме.

Чайковский, «Щелкунчик»
Для изображения волшебства у Чайковского есть особые инструменты: арфы, челеста, колокольчики и мягкие пиццикато струнных. Атмосферу праздника создают вальсы, привычные для балов.

Штраусы, Вальсы
Музыка пышная и яркая, как наряд на праздник. Если замедление — то сладкое и мучительное, если кульминация — то яркое тутти. Штраусы не задумывали их как рождественские, но ассоциация прицепилась.
источник
2021 January 11
Классическая музыка
​​Новый год наступил! Самое время узнавать что-то новое. Классическая музыка для того и создана. Это огромное поле неразгаданных тайн в неисследованных мирах. Но многие этот жанр музыки обходят стороной из-за того, что не знают с какой стороны к нему подойти. Мы уже делали заметки на тему «как начать слушать», но в этот раз обратились к профессионалу, – преподавателю Московской консерватории, пианистке Елене Тарасовой, чтобы она помогла нам ответить на этот вечный вопрос:) Всего два шага вас отделяют от познания новых горизонтов. Публикуем рекомендации Елены Тарасовой:

Шаг первый – быть открытым миру звука и воспринимать его эмоционально. Для начала попробуем просто открыться чистому звучанию, обратившись к нескольким сочинениям в интерпретации детского хора “Libera”.

Набираем в поиске Youtube:
1. Caccini «Ave Maria». Libera, CD «New Dawn» – слушать »
2. Bach Air on the G String. Libera, CD «Eternal» – слушать »
3. Schubert Ave Maria. Либера в Америке: Ave Maria – слушать »

Теперь шаг второй – из классического музыкального наследия выберем сочинения, названия которых адресуют нас к какому-либо образу, эмоциональному состоянию, … Примеров может быть множество. В качестве импульса к поиску:

1. Чайковский «Февраль – Масленица», «Декабрь – Святки» из цикла «Времена года»; «Прерванные грезы» op.40; «Раздумье» op. 72.
2. Сен-Санс «Аквариум» из зоологической фантазии «Карнавал животных»
3. 3. Лист «Утешение» Des-dur no.3 из цикла «Утешения»; «Женевские колокола» из цикла «Годы странствий»

Можно обратиться к романсам – здесь проводником в мир музыки становится поэтический текст:

1. Глинка «Я помню чудное мгновенье»
2. Чайковский «Растворил я окно», «День ли царит», «Средь шумного бала»
3. Рахманинов «Здесь хорошо», «Все отнял у меня», «Сирень», «В молчаньи ночи тайной».

Попробуйте сделать эти первые шаги. Обращайтесь к миру классики, слушайте разное, ищите близкое – и именно от этого импульса обретения созвучного Вашей душе пространства в музыкальном мире и начнется новый этап познания, открытий и прочтений, расширения кругозора и формирования себя как «подготовленного слушателя» – а не наоборот.  #Подборка
источник