Давайте я немного разовью
свою мысль, почему я не согласен с Кацем, когда он утверждает, что развитие Китая — это вовсе никакое не чудо, просто потому что «большое население», помноженное на «капитализм» и сменяемость власти автоматически ведут к экономическому развитию.
«Китай никакая не Золушка, — сообщает нам Кац. — Он рос строго по экономическим законам и в отсутствие политических реформ по правилам скатился в стагнацию».
Не знаю, о какой «стагнации» идет речь. Вряд ли ежегодный рост второй крупнейшей экономики мира на 6% (и на 10% — за три квартала этого года) можно считать стагнацией. По крайней мере, пока такую «стагнацию» почему-то не может повторить ни одна развитая экономика мира.
Лучше поговорим о том, что такое чудо!
В 80-е годы многие страны переходили от плановых методов экономического управления к рыночным. И положение Китая среди них было одним из самых тяжелых: страна только что пережила одну из крупнейших гуманитарных катастроф ХХ века — Культурную революцию. В стране 800 миллионов человек за гранью беспросветной нищеты. Только вдумайтесь в эту цифру! Сам факт того, что за какие-то 40 лет Китаю удалось стать второй крупнейшей экономикой мира и вытащить из нищеты 800 миллионов человек — если это не чудо, тогда я не знаю вообще, что такое чудо.
Но чудо не только в результате, но и в процессе его достижения. Китай сумел пройти эти годы реформ без крупных социальных потрясений (не считая относительно небольшого на 40-летнем горизонте эпизода на площади Тяньаньмэнь — безусловно, трагического, но это все-таки не война и не массовый голод). А еще в Китае не было: шоковой терапии, безудержной приватизации, массового закрытия предприятий, роста внешней задолженности, частичной или полной потери суверенитета, галопирующей инфляции, обнищания населения, роста преступности и отчаяния.
Для реформаторов в Китае «рыночные методы экономики» не были самоцелью. Целью для них было развитие страны и преодоление бедности. Использовался ли при этом дешевый труд? Безусловно, но вырученные деньги реинвестировались в повышение квалификации граждан, и в результате Китай это одна из самых образованных стран с огромным количеством лучших инженеров, востребованных по всему миру. Импортировались ли передовые технологии? Да, но только в том объеме, который позволял наращивать местные производственные компетенции, и сейчас Китай сам экспортирует самые сложные технологии — от скоростных поездов до атомных электростанций. Допускались ли на рынок иностранные компании? Конечно, но Китаю удалось не впасть в чрезмерную зависимость от иностранного капитала, присутствие иностранных компаний жестко контролировалось, а интересы собственных компаний ставились выше интересов иностранцев.
Реформаторы сумели вернуть Китай в глобальное разделение труда, но эта реинтеграция проводилась под контролем государства и в интересах государства, а не в интересах случайных отдельных лиц. По-моему, это очень круто.