Продолжаем рубрику #героизарубежнойроссии
Ещё один прекрасный и очень важный представитель русской эмиграции, начавший с шуточных спектаклей артистов МХТ в подвале дома Перцова и добравшийся до Бродвея.
Никита Фёдорович Балиев — актёр, режиссёр и основатель самого яркого русского театрального явления начала 20 века — пародийного московского театра «Летучая мышь».
Началось всё с желания основать интимный клуб, где в узком кругу можно было бы расслабиться от академических традиций и с нежной иронией сочинить пару скетчей о своём любимом театре. Идею одобрил Станиславский.
В качестве места для клуба выбрали подвал дома Перцова. Когда Балиев и его соучредитель нефтепромышленник-миллионер, щёгол и эстет Николай Тарасов туда спустились, навстречу им выпорхнула летучая мышь. Так родилось название театра, а летучая мышь стала его эмблемой, эпатируя мхатовскую чайку на занавесе. Ничего не напоминает?
Официальное открытие «подвала» состоялось в 1908 году и началось с пародии на премьерный спектакль МХАТа «Синяя птица», в котором эту птицу разыскивали Станиславский и Немирович-Данченко. Спектакль имел настолько огромный успех, что был показан не менее четырёх с половиной тысяч раз на протяжении 20 века.
В 1910 года театр стал более открытым и превратился в платное ночное кабаре, в котором показывались пародии и миниатюры. Но неожиданно покончил с собой Николай Тарасов и театру пришлось стать коммерческим, так как до этого он существовал на деньги магната.
Выступления были достаточно новаторскими: интерактивны, очень утончённы и остроумны. В духе современного стендапа выступления сопровождались комментариями Балиева. Обстановка была стильная: актёры одевались в чёрные балахоны и в такт мерцания красных лампочек, шёпотом напевали: «Мышка — летучий мой зверёк, мышка легка, как ветерок».
Среди актёров «Летучей мыши» были Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов, Иван Москвин, Георгий Бурджалов, Алиса Коонен, Зоя Карабанова, Лиля Кедрова, Ольга Бакланова и другие. В деятельности театра принимали участие Бальмонт, Рахманинов и Фёдор Шаляпин. Свои первые шаги в этом театре делали режиссер Евгений Вахтангов, актёры Рина Зеленая, Аким Тамиров, сделавший позже большую карьеру в Голливуде, и писатель Лев Тарасов (в дальнейшем – крупный французский писатель Анри Труайя).
Революция, разумеется, сильно подпортила жизнь Балиеву и его театру. Мало того, что он не понимал своих новых посетителей, так его ещё и однажды арестовали на трое суток. Театру стало неуютно в революционной Москве и в итоге вся труппа уехала сначала на Юг России, а затем и вовсе покинула страну, начав свой зарубежный этап карьеры.
Франция, Англия, Испания, США от Вашингтона до Калифорнии, Южная Америка... Везде Балиев устраивал показы.В программах Балиева западной публике нравилась главным образом экзотика с лубочными персонажами, плясками и песнями.
Слава Никиты Фёдоровича всё время росла и на её пике он неожиданно для всех скончался. Наследие его оказалось огромным. И чем глубже изучаешь культуру русской эмиграции, тем больше замечаешь, как много именитых русских эмигрантов соприкасались с этим театром в начале своей карьеры.
Приобрести «Зарубежную Россию»:
chernaya100.com