«В последний раз спрашиваю: кто сильный?!» — помощники министра культуры вздрогнули и переглянулись. Начальник опять расставил на столе фигурки медвежонка Паддингтона и Сталина с лишней хромосомой, присел на корточки и, глядя то мишке, то Сталину прямо в глаза, пытался ответить на проклятый эрэфский вопрос. Помощники не догадывались, что в кабинете Мединского грохотало столкновение цивилизаций.
За кадром медвежонок в очередной раз победил, и на открытие Московской международной книжной выставки-ярмарки 4 сентября Мединский
явился не в духе. Вот что он рассказал: «Комикс — это для тех, кто плохо умеет читать. Я очень плохо отношусь к комиксам. Что такое комиксы? В принципе, как вам сказать, это как жевательная резинка, это не еда. Ориентация комикса должна быть на ребенка, который только учится читать, до семи или восьми лет, но взрослому человеку читать комиксы, мне кажется это убожеством».
Последним аргументом властей РФ часто бывает «сила» в борьбе с западным культурным мейнстримом. «Нас Паддингтон и так, и этак, а мы ему — нет, не пройдёшь, гнида ты плюшевая! И Сталина мы тебе не сдадим!»
Мышление чиновников РФ от культуры построено на уморительных ложных дихотомиях, которые люди без «лишней хромосомы» пережили сразу после того, как вслед за десятирублёвой пиццей в школьной столовой исчезла необходимость писать сочинения про небо Аустерлица. Литература — это, значится, сложно. Букв больше, бумага старая опять же. Ну, понимаете, запах страниц… Кино — да, это дело масштабное. Бюджеты серьёзные. Комиксы? Это рисунки. Рисунки — для детей.
На той же книжной ярмарке Мединский мог проходить мимо стенда издательства «Чёрная сотня» («Х-53, в первом ряду в левом углу от главного входа», загляните на ВДНХ до 8 сентября), выпустившего некогда
«Русский комикс». Это сборник графических романов, написанных нашими эмигрантами в Югославии о событиях Гражданской войны, по мотивам книг Пушкина и Гоголя. Сотрудники «Чёрной сотни» переводили тексты с сербского, объезжали архивы, собирали деньги с помощью краудфандинга и вернули русский комикс домой.
Владимир Мединский им не помогал. Государство умудрилось даже помешать — правда, по другому загадочному поводу, в родном городе главреда «ЧС» Дмитрия Бастракова, Нижнем Новгороде, его донимали спецслужбы. На государство РФ у русских людей надежды быть не может; русская культура возрождается, развивается и несётся вперёд вдали от официоза, параллельно и вопреки ему.
Искра́ напоминает, что русская культура существует в сколь угодно запылившихся и в сколь угодно передовых форматах, везде чувствуя себя сильной и конкурентоспособной. «Традиционная», переходя на язык Минкульта, русская культура может и будет даже не биться, а, обогащаясь, беседовать с западной, не боясь никаких поражений. В конце концов, прослушивание альбомов Ланы Дель Рей в косоворотке озадачит только несмелых людей с ленивой фантазией. Итак, в последний раз спрашиваю. Кто сильный?