Сегодня состоялось первое в этом году заседание Синода, на нем было принято несколько интересных решений. Обо всем по порядку.
Прогнулся перед Патриархией митрополит Екатеринбургский Кирилл (Наконечный), разделив епархию. Правда, не свою, а Нижнетагильскую. Мода на это пошла лет пять назад, когда команда «разукрупнять епархии» была в приказном порядке спущена сверху из Москвы. Якобы для того, чтобы «архиереи стали ближе к народу». Разумеется, они не стали. На самом деле «разукрупнение» епархий — сугубо прагматичная идея патриарха Кирилла.
Во-первых, чем больше епархий и архиереев, тем больше «вес» поместной Церкви среди других православных Церквей. Во-вторых, и это главное, дробление епархий дает дополнительные поступления в общецерковный бюджет, а также увеличивает так называемые «целевые» взносы. Для Москвы это «деньги из воздуха», а для приходов — новые поборы.
Например, раньше в Свердловской области была одна епархия, теперь их будет четыре. Кирилл получит еще одного, как ему кажется, лояльного архиерея (на самом деле нет) на роль дойной коровы.
Хуже всех в этой ситуации нижнетагильскому епископу Иннокентию (Яковлеву): именно его епархию разделили, передав значительную часть приходов местному уроженцу игумену Алексию (Орлову). В журналах Синода сперва по ошибке его назвали иеромонахом, но потом исправились. Сан игумена он получил еще в 2006 году.
В целом это однозначный триумф как самого Алексия, так и митрополита Кирилла, который недоволен нижнетагильским «братом» Иннокентием и хочет заслужить благосклонность Чистого переулка не только деньгами, но и аппаратными играми. Впрочем, владыка Иннокентий не пропадет: Церквач уже писал о том, как он умеет договариваться с властями о финансировании своих проектов (
https://t.me/cerkvach/95).
Что касается Алексия (Орлова), то сидит он в Тагиле давно и весьма плотно. Еще в 1999 году он прославился далеко за пределами своей области, устроив во дворе Екатеринбургского духовного училища массовое сожжение книг православных богословов XX века Александра Шмемана, Александра Меня, Иоанна Мейендорфа. В небольшом тогда православном сегменте интернета знатно полыхнуло, особенно в Москве и Петербурге. Собирали подписи, жаловались патриарху Алексию (Ридигеру), но Орлова никто не тронул.
Митрополит Кирилл (Наконечный) вообще питает слабость к экстравагантным попам. Другой его протеже Евгений (Кульберг), который теперь уже почти два года как викарный епископ, в январе 2003 года стал одним из семи погромщиков выставки «Осторожно, религия!» в московском Сахаровском центре.
В ноябре 2010 года Кульберг снова отличился, выступив против использования презервативов. По его словам, это «поощряет блуд»:
«Когда находящиеся в браке мирские люди принимают решение пользоваться контрацептивами, их мотив понятен — они желают избавить себя от ответственности, связанной со вступлением в интимные отношения, то есть о зачатии ребенка. Но причём тут „риск заражения СПИДом“? Эта страшная болезнь не опасна для целомудренных супругов, она поражает в первую очередь блудников, и, таким образом, оправдание использования презервативов только поощряет блуд. Конечно, не исключена ситуация, когда один из супругов является ВИЧ-инфицированным, а другой — нет. Но и в таком случае, церкви не обязательно оправдывать сопротивление человека божественной воли ради получения удовольствия».
Вывод: погромы, отрицание половой жизни в браке, неприкрытое одобрение бушующей в Екатеринбурге эпидемии СПИДа и ненависть к современному богословию — верный путь стать архиереем в Екатеринбургской митрополии.