К сожалению, если вы не умеете правильно выстраивать работу с клиентом, не важно насколько вы хорошо делаете свою прямую работу — дизайн. Свалить всю вину за неудавшийся проект на клиента гораздо проще, чем самому организовать процесс работы так, чтобы у клиента не было возможности проявить себя как-то негативно. Чёткий тайм-менеджмент, соблюдение сроков, следование брифу, профессионализм в общении — это основы успешного проведения проекта. Есть ещё несколько неочевидных советов, как улучшить ваш опыты взаимодействия с клиентом:
➖ Узнайте клиента
Перед личной встречей с клиентом, вам необходимо узнать о нём всё. Вы должны понять его бизнес, корпоративную культуру, его потребителей, в чём его уникальность — если интернет не даёт ответов, посетите «бизнес» клиента, пообщайтесь с его клиентами, «попробуйте» его продукт. Это не странное поведение, это желание с первых шагов делать свою работу отлично.
➖ Подружитесь с менеджером
Обязательно сразу познакомьтесь с менеджером со стороны клиента, который будет вашим связным со всеми стейкхолдерами. Очень важно наладить с этим человеком прекрасные отношения, и ни в коем случае не выставлять его в плохом свете перед его начальством. Приложите усилия, чтобы этот человек понимал, то, что вы делаете, доверял вам — а он, со своей стороны, обеспечит комфортное течение проекта, и скорее всего захочет работать именно с свами и в следующий раз.
➖ Давайте советы
Даже если вас не спрашивали, но вы видите, что следует сделать гораздо больше, чем то, за чем клиент к вам обратился — говорите про это. Даже если клиент будет не готов сейчас расширить задачу из-за ограниченного бюджета и времени, он будет благодарен вашему совету. Советуйте специалистов, связывайте клиента с полезными ему людьми — это простой способ заработать доверие клиента, и поднять ваше общение с уровня заказчик-исполнитель, на уровень членов одной команды.
➖ Конспектируйте всё
С клиентом необходимо лично встречаться, неоднократно созваниваться по телефону, чтобы всегда точно понимать друг друга и не упускать важного. После звонка или встречи, неплохой привычкой станет составлять последующее письмо от вас клиенту и всем участникам процесса, где вы суммируете новые договорённости и детали.
➖ Выходите с поднятыми руками
Если что-то пошло не так, нельзя тянуть с неприятным разговором с клиентом, или отправлять ему постыдное письмо вечером в пятницу, чтобы клиент на него наверняка не успел ответить, и вы могли спокойно дышать ещё два выходных дня. Как и в любой ситуации в жизни, идеальности от вас никто не ждёт, ждут честности. Всегда лучше сразу позвонить клиенту, обсудить ситуацию, скорее приступить к поиску решения. В таким случае будет шанс, что клиент не запомнит ваш промах, а запомнит то, что вы поступили правильно и профессионально.
➖ Не отправляйте финал раньше времени
Если вы готовы сдать работу раньше дэдлайна, не спешите хвалиться клиенту. Скорее всего он, решит, что вы недоработали, или вообще схалтурили. Используйте сохранённые минуты, чтобы предложить что-то ещё, сверху поставленной задачи. Это совсем вышак, и вы несомненно заработаете отличную репутацию, и преданность этого конкретного клиента навеки.
➖ Благодарить клиента, what?
Очень немногие задумываются о том, чтобы поблагодарить клиента за то, что он обратился к вам, и за успешное сотрудничество. Личное письмо, пост в социальной сети, возможно даже подарок, какое-то финальное «рукопожатие» — всегда приятный жест, который оставит о вас лучшее впечатление.