«Я познакомила целую деревню с современным искусством»
⠀
Алиса Горшенина — современная уральская художница, постоянная участница проектов музея «Гараж», выставлялась в России, Украине, США. Она рассказала о нежелании переезжать в Москву, арт-резиденции в Норвегии, выставке в родной деревне и русской меланхолии.
Несколько цитат из
интервью ↓
● С кураторами и людьми из сферы искусства не бывает проблем. Но от индустрии моды, журналов и разных брендов мне приходило много предложений о сотрудничестве, которые тут же отпадали, когда они узнавали, что я живу в Тагиле. Людям кажется, что работать со мной очень сложно — хотя и я могу приехать, да и тут, в Тагиле, есть возможность организовать любые съемки. Плюс есть предубеждение, если искусство создано в регионах — значит, оно худшего качества.
● Мне объяснили, что обнаженное тело плюс нимб — это богохульство или что-то в этом роде. На этом внимание к самой работе закончилось. Дальше всех интересовал только сам скандал. Все публикации обо мне непременно сопровождались сноской, что я известна благодаря этому скандалу. Так продолжалось года три и только сейчас удалось как-то откреститься от этого образа бунтующей художницы, которая устраивает провокации, лишь бы ее заметили.
● Я просто съездила в резиденцию в Норвегию, где прожила всего месяц. Когда вернулась, отношение ко мне кардинально изменилось. Я как будто стала значимой для людей только после этого опыта. Мне даже начали платить за выставки те же места, где я выставлялась раньше.
● Думаю, многие художники знакомы с этой ситуацией — мы последние люди, которым платят в системе современного искусства, и это грустно. У меня была большая персональная выставка в Москве. Бюджет на реализацию проекта был 900 тысяч. Из них мне достался гонорар 30 тысяч. Для сравнения, человеку, который занимался уборкой помещения, заплатили 200 тысяч. Так что я последний человек в этой финансовой цепочке.
● Я уже много лет в системе современного искусства. За это время я так и не смогла понять этот язык. Когда я читаю все эти тексты — чувствую себя глупой «колхозницей». С одной стороны, мне стыдно, что я, наверное, не образованная. Но с другой стороны, я думаю: ведь искусство делается для людей. И если мы выйдем на улицу и начнем разговаривать на этом языке с прохожими — они тоже ничего не поймут. Поэтому лично я стараюсь объясняться проще. Это мой путь, который я никому не навязываю.
● В 2019 году я открыла выставку в деревне, где живет 200 человек. Это была самая ответственная выставка в моей жизни. Чтобы договориться, мне нужно было не какому-то директору музея звонить, а председателю колхоза! На моих плечах была огромная ответственность — я знакомила целую деревню с современным искусством. В итоге оказалось, что страх был напрасный. Администрация и местные показали себя очень понимающими людьми, открытыми к новому.
→ Читайте интервью полностью в Точке зрения.Точке зрения.