Ситуация вокруг «Боинга» настолько беспрецедентна, что мимо нее не можем пройти даже мы, военные — и особенно военные летчики. Мы не является специалистами в гражданской авиации, и, конечно, можем поторопиться с выводами, но все же считаем нужным вставить свои пять копеек. Тем более что «Боинг» является одним из крупнейших в мире производителей и военных в том числе самолетов.
Скандала такого масштаба в мировой гражданской авиации, насколько мы понимаем, никогда не было. Конечно, после катастроф неоднократно приостанавливались полеты самолетов соответствующего типа, но это происходило буквально на несколько дней — ради профилактических работ. Сейчас речь идет о том, что сотни машин могут быть поставлены на прикол на долгое время. Запретить полеты нелегко — но куда сложнее будет возобновить их. Слишком многое поставлено на кон. А если, не дай Бог, произойдет еще одна катастрофа?
Все больше уверенности в том, что причиной всех проблем лайнера 737 Max 8 стали сбои в программном обеспечении. Когда летчики летали, что называется, на руках, ничего подобного произойти не могло, но современные самолеты превратились в «летающие ноутбуки». А значит, малейший сбой в сложнейшей системе программного комплекса может привести к самым печальным последствиям.
И сильнее всего пострадает, конечно же, корпорация «Боинг». Невозможно даже предсказать, когда она оправится от столь мощного удара по своей репутации. Добро бы, речь шла о самолете старой конструкции, но ведь все ровно наоборот. Каждый покупатель теперь невольно будет задавать себе вопрос — все ли в порядке с американской инженерной и математической школой, если новейший лайнер сделан с такими ошибками? Может быть, проблемы были уже давно, просто они скрывались, и вторая катастрофа лишь вынудила посадить на землю недоработанный лайнер?
Победителем в этой истории выглядит прежде всего Китай (а вовсе не российское самолетостроение). Особенно в контексте торговой войны с США — и попытками КНР создать собственное полноценное гражданское самолетостроение.