В прошедшее воскресенье в Москве прошёл митинг по защите интернета от неинтернета. В ходе мероприятия была задержана группа, пытающаяся пройти на мероприятие со связками воздушных шариков. По словам разных источников, их приняли либо за отсутствие лицензий на управление беспилотниками, коими были названы шарики, либо за что-то совсем другое, либо «в качестве одной из причин запрета раздавать воздушные шары полицейские назвали отсутствие у организаторов акции лицензии на использование беспилотных летательных аппаратов». Всех уже отпустили. Причём шарики - дважды. Но осталась возможность принять участие во флэшмобе по постановке на учёт шариков в качестве БВС. Ввели данные на сайте? Распечатали результат с QR-кодом? А теперь спрячьте эту бумажку от греха подальше.
Телеканал «Дождь» со ссылкой на аккаунт юриста Даниила Липина в Фейсбуке сообщил, что последний зарегистрировал свой шарик в системе учёта БВС ассоциации «Аэронет» и теперь сможет официально посещать митинги с шариком. Отличный прикол. Проблема в том, что в исполнении юриста это выглядит, мягко говоря, странно. И даже немного опасно для подражателей. По пунктам:
1. Если вы умудритесь доказать, что ваш воздушный шарик является беспилотным воздушным судном представителям транспортной прокуратуры, то в случае его запуска без получения разрешения на полёты, без согласования с местными властями, без согласования с организациями, осуществляющими охрану режимных предприятий, в бесполётных зонах и далее по списку, вы попадаете в группу от 3 до 5. Пока - тысяч рублей. Если запуск вашего «беспилотника» приведёт к каким-либо последствиям, то далее - по прейскуранту. Вплоть до реального срока. О последствиях - ниже. Главное: сделав шарик беспилотником вы автоматом получаете весь груз соответствующих обязанностей.
2. Регистрация газонокосилки в качестве транспортного средства выглядит как знаменитое «мышки, станьте ёжиками». То же самое можно сказать и про воздушный шарик. Беспилотным воздушным судном нечто становится не по факту регистрации на каком-то сайте, а согласно действующего Воздушного кодекса РФ. В ситуации описанной выше постановкой на учёт Даниил точно юрист, а не пиарщик от «Аэронет»?
3. Всё в том же Воздушном кодексе прописан вес беспилотника, ниже которого учёт не требуется. Это число знают все, хоть немного посвящённые в тему: 250 граммов. Это знает даже милиция, которая, по закону, не занимается беспилотниками. Юрист должен был добраться до этого числа. Указанный вес 0.100 килограммов ну совсем не в тему.
4. Статус сайта, на котором все кинулись регистрироваться примерно никакой. Это была попытка взять на себя процедуру сначала регистрации, а затем учёта беспилотников и она закончилась ничем. На сайте об этом написано. Типа для статистики им это нужно и учёт – дело добровольное. Удивительно, что юристы не понимают, что и для чего используют. И про статистику: согласно имеющейся информации, за несколько часов до Даниила операцию по учёту шариков произвёл Ираклий Пачулия и получил учётный номер 0438570. Даниил - уже 0438952. Надо полагать, что несколько сотен синих шариков сильно помогут ресурсу в понимании ситуации с беспилотниками.
5. И, наконец, о шариках, беспилотниках и последствиях. Появление дронов в районе аэропорта приводит к прекращению полётов, ибо существует риск наступления серьёзных последствий в результате столкновения. При работе беспилотников воздушные шарики так же не возможную, а вполне реальную опасность. Идея массового запуска шариков при съёмке этого действия беспилотниками уже приводили к падению коптеров. Не планируйте массовые мероприятия, где одновременно происходит и то, и другое. Килограмм-другой пластика и карбона в комплекте с литиевыми аккумуляторами может стать вполне реальной неприятностью для зрителей и привести к серьёзным последствиям для организаторов.
Будьте аккуратнее с этими вашими флэшмобами. Даже если их организуют юристы. А может быть даже «особенно, если их организуют юристы». Берегите себя.
https://www.youtube.com/watch?v=3RczXexhGJg