Вчера #Аэрофлот (народный бренд – #Бермудофлот) опубликовал результаты работы за прошлый год. Чистая прибыль предсказуемо упала в 4 раза, с 23 до 5,7 млрд. рублей (почему предсказуемо – потому что Аэрофлот весь год только тем и занимался, что выводил из оборота средства всеми доступными способами).
Сами бермудофлотцы объясняют провал девальвацией рубля и ростом цен на авиакеросин. Что само по себе смешно: девальвация в прошлом году составила 17% (курс на 31.12.2017 – 57,6 руб./$1, на 31.12.2018 – 69,47 руб./$1, причем, за рубежом билеты покупаются отнюдь не за рубли), а рост расходов на авиакеросин составил 48% (при этом удельный вес затрат на топливо – всего четверть всех расходов, а средний рост цен по стране составил 30%). Однако выручка за период выросла почти на 15% или на 79 млрд. рублей, но она, конечно же, не покрывает затрат, нет-нет. Еще одно важное замечание средневзвешенный курс доллара по итогам прошлого года составил 62,7 руб./$1, то есть сваливать все на «страшную» девальвацию у компании нет оснований.
Смешно же потому, что второй после керосина статьей расходов, по которой больше всего возросли траты (о топливных «боковиках» умолчим), стала операционная аренда (форма лизинга, при которой риски эксплуатации судов остаются на формальном владельце) – рост на 35%. Тут мы возвращаемся к народному названию государственной авиакомпании – Бермудофлот – названной так потому, что львиная доля самолетов зарегистрирована на Бермудах, естественно, в подконтрольных офшорных фирмешках.
Выросли расходы на операционный лизинг? Вы серьезно? Вы же сами себе платите и, не стесняясь, повышаете платежи! Даже если допустить, что этот вид расходов полностью увеличился за счет девальвации на 17% (что снова не так: платежи в валюте осуществляются за счет валютной части выручки), то остаются еще 18 процентных пунктов – они-то откуда взялись? В итоге только через этот канал было выведено больше 350 млн. долл.
Кстати, третьей по росту затрат статьей расходов стало техническое обслуживание судов (+25%), которое проводится как за границей, так и в России. Здесь что послужило причиной, притом, что риски эксплуатации остаются на Бермудских фирмах? Неужели столь значительное повышение расценок западниками, оплата услуг которых также проводится с валютных счетов? Или галопирующий рост тарифов собственного обслуживающего персонала, оплата труда которого, к слову, не выросла ни на грош? В итоге 150 млн. долл. как корова языком.
Весьма интересная статья расходов – обслуживание судов и пассажиров, расходы по которой увеличились на 13% или почти на 190 млн. долл. Разве в прошлом году питание улучшилось? Салоны стали чище? Аэропортовый сервис компании удобнее? Нет, нет и нет. Тем не менее, за счет нас компания списала еще без малого пару сотен миллионов долларов.
Напрягает и то, что по итогам года чистый долг авиакомпании вырос на 35%, при этом из расшифровки так и остается непонятным за счет чего. Увеличение в абсолютных цифрах (в долларах) составило почти 300 млн. долл.
Короче говоря, даже беглого, «фейсбучного», взгляда на отчетность достаточно, чтобы понять, за счет каких статей ушлый менеджмент в прошлом году вывел из компании 1 млрд. долл. Простодушно объяснив махинации девальвацией и ростом цен на топливо. А мы и верим, ведь #Бермудофлот – (вороватая) гордость страны.