Size: a a a

Архитектурные излишества

2019 June 12
Архитектурные излишества
Замечательное предисловие Олега Кашина к готовящейся к выпуску «Зарубежной России» Ковалевского:

«В России нет особой привычки следить за восточноевропейскими политическими новостями, но когда в 2001 году премьер-министром Болгарии стал Симеон Саксен-Кобург-Готский, ещё в детстве вошедший в национальную историю как Симеон II (будучи ребёнком, он оказался последним болгарским царём), эта новость на многих произвела впечатление. Куда уж нагляднее — вот они, критические 25 лет, из-за которых Россия оказалась единственным из государств, переживших коммунистическую диктатуру, где после падения власти коммунистов не случилось большого возвращения прежней, эмигрировавшей национальной элиты. Вернувшемуся Симеону, когда он стал премьером, было всего 65 лет, у нас же возвращаться было некому: поколение цесаревича Алексея вымерло в начале 80-х. О, если бы и у нас, как у болгар и других восточных европейцев, советская власть продержалась не 70, а всего 45 лет — они бы вернулись, они бы успели, и Россия была бы совсем другой. Даже судьба этой книги укладывается в ту же календарную схему — книга вышла в 1971 году, автор умер в 1978-м, не пережив даже Брежнева, которого, в общем, вообще никто не пережил. Главные долгожители эмиграции остались в 70-х — Керенский, Борис Зайцев, — и чуть ли не единственным состоявшимся дореволюционным человеком, успевшим вернуться (в ленинградскую, впрочем, коммуналку), оказалась Ирина Одоевцева.

Но дело не только во времени. Понятно, что возвращаться можно и посмертно. Этот процесс начался ещё в доперестроечном СССР — Бунина стали издавать ещё при Хрущёве, Шмелёва — в конце 60-х. Незадолго до перестройки в Москве перезахоронили прах Шаляпина. Даже Зворыкин американским туристом и делегатом не раз приезжал в Советский Союз. Но у слова «эмиграция» к тому времени было уже совсем другое значение и совсем другие ассоциации, в том числе географические — не врангелевский Крым и Галлиполи, не Белград, Константинополь и Париж, а Вена, Тель-Авив и Нью-Йорк. «Хоть тушкой, хоть чучелком», «жена не роскошь, а средство передвижения» — через первые дыры в железном занавесе не русская культура прежде всего хлынула в Россию, а советская — на Запад.

Мемуары Одоевцевой опубликуют ещё в СССР, но нельзя сказать, что они или ещё какие-то книги того же рода — Роман Гуль, Георгий Адамович, даже Нина Берберова, — как-то сотрясли устои или впечатлили поколение. Нет, гораздо популярнее у современников был Довлатов, в «Ремесле» уморительно описывавший своё противостояние с недотёпистым самодуром Боголюбовым (все понимали, что речь об Андрее Седых, тогдашнем редакторе «Нового русского слова», в прошлом — литературном секретаре Бунина), и понятно, на чьей стороне были симпатии позднесоветских и постсоветских читателей: «До семидесятого года в эмиграции царил относительный порядок. Отшумели прения и споры. Распределились должности и звания. Лавровые венки повисли на заслуженных шеях. Затем накатила третья волна эмиграции». Это гораздо более злая ирония судьбы, чем советско-восточноевропейский 25-летний лаг — крушение старой, первой эмиграции случилось на её территории и стало результатом противостояния с уехавшими советскими, для которых сбережённая за границей Россия была так же неважна, как и для тех, кто их выгонял.

И «русское зарубежье» (постсоветский уже термин) — это было что-то заведомо музейное, мумифицированное, неживое. Что-то, о чём на телеканале «Культура» Никита Михалков разговаривает с какой-нибудь по-французски грассирующей бабушкой, или что проходит по категории «забытые имена» в литературных толстых журналах. Вместо русских Симеонов или хотя бы их потомков в постсоветскую Россию возвращались Василий Аксёнов, Юрий Любимов, Андрей Кончаловский — советское зарубежье, вытоптавшее русское ещё лет за десять до крушения советской власти. Три главных литературных имени для постсоветской образованщины — Набоков, Бродский и тот же Довлатов, — самая точная социологическая характеристика: постсоветским людям хотелось любить тех, кто интегрировался в Запад, а не тех, кто хранил никому не нужное прошлое.

Продолжение ниже
источник
Архитектурные излишества
Начало выше

Но слава Богу, что у прошлого, у наследия, нет срока годности — оно будет лежать, пока в нём не возникнет потребность, и потребность возникает сейчас, на наших глазах. Может быть, оформилась уже очередная волна (нумерации уже нет — пятая, шестая, неважно) эмиграции, чувствующая необходимость в наследовании и в Отечестве; такие вещи обостряются в интернациональной среде, в интернациональных коллективах. Когда рядом с тобой француз, никогда не забывающий, что он француз, и англичанин, для которого крайне важно быть англичанином — ты, даже если в России тебе на это было плевать, почувствуешь себя русским и вспомнишь тех русских, которые были до тебя. Даже если ты программист в Долине или преподаватель в Оксфорде, родство с предшественниками даст о себе знать, и открытием для тебя станет, что русский в Европе сто лет назад — это совсем не только парижский таксист, но и профессор, и архитектор, и инженер, и художник (писатели — вообще само собой), и ты сегодня — прямой их наследник. Живя на Западе, я стал чаще видеть таких людей, и их типичность стала для меня открытием — раньше я думал, что любой уехавший мечтает раствориться и забыть о своей русскости. Впрочем, может так и было когда-то, но сейчас — точно нет. Сейчас современной эмиграции оказывается нужным то, что было когда-то сбережено теми, кто, по Гулю, «унёс Россию», но и не только эмиграции — сама Россия сегодня часть мира, и интеллектуальные моды распределяются примерно одинаково. Люди, которые ищут альтернативу нынешним порядкам и нравам, неизбежно обнаруживают целый русский мир, который, как видим, был когда-то заботливо описан и систематизирован Петром Евграфовичем Ковалевским.

Едва ли он отдавал себе в этом отчёт, но какая проницательность — не «русское зарубежье», но «Зарубежная Россия»; стилистическая тонкость того же рода, что и в парах «Прибалтика/Балтия» или «Средняя Азия/Центральная Азия» — для постсоветских государств объяснимо важен был отказ от прежних обозначений, имевших точкой отсчёта имперские столицы. Теперь и мы на чуть более сложном, даже экзистенциальном уровне приходим к той же игре слов — не зарубежье, то есть не необязательный придаток, но сама Россия, пусть и стоящая от российских границ на тысячи километров. Слишком долго у нас говорили об эмиграции в третьем лице. Зарубежная Россия заслуживает слова «мы» вне зависимости от того, где оно произносится — в нынешней России или за её пределами»

Лондон, июнь 2019 года
Кашин Олег Владимирович
Предисловие к «Зарубежной России» Ковалевского

Оформить предзаказ, выпуск в июле: chernaya100.com
источник
Архитектурные излишества
источник
Архитектурные излишества
Где сделана эта фотография?
Анонимный опрос
16%
Сербия
22%
Болгария
10%
США
26%
Россия
14%
Греция
2%
Великобритания
4%
Франция
5%
Новая Зеландия
Проголосовало: 4502
источник
Архитектурные излишества
Посёлок Хужир на острове Ольхон, озеро Байкал. Здесь постоянно живет около 1300 человек. Посёлок основан при рыболовецком предприятии ещё в 1938 году, но сейчас основная часть жителей занята в сфере туризма и сервиса.
источник
2019 June 13
Архитектурные излишества
В Москве за проведение несанкционированного шествия задержан гражданин Украины Юрий Д., 1095 г.р.
источник
Архитектурные излишества
Скачал игру «Бесконечное лето», которую хотят запретить какие-то скрепофилы из-за порочащего образа СССР.

И тут нежданчик.

— Кем ты хочешь стать?
источник
Архитектурные излишества
Уже больше десяти лет в Черкассах строят огромную 130-метровую колокольню в виде голубя с короной. Как вам?
источник
Архитектурные излишества
Камерный театр в Череповце начали строить ещё в годы Первой мировой, но работа забуксовала: так и не достроили второе крыло, упростили декор, не стали ставить скульптуры. Но в итоге даже незаконченная версия здания является визитной карточкой города.
источник
Архитектурные излишества
В Москве началось долгожданное восстановление библиотеки ИНИОН РАН, сильно пострадавшей из-за пожара в 2015 году. Первым делом рабочие избавились от уцелевшего моста через пруд и арки главного входа в здание...
источник
Архитектурные излишества
Митинг на Дворцовой площади против переименования города. Ленинград. РСФСР. СССР.  11 июня 1991 год.

#плакат #СССР

В 1991 году, по результатам референдума, 54 % ленинградцев высказались за возвращение исторического названия города Санкт-Петербург. 6 сентября 1991 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР оно было возвращено.
источник
Архитектурные излишества
«Сгоняла тут в Мелихово. До чего красивы и чисты водоемы, видавшие Левитана», - пишет наша читательница. Если уж не хватает средств держать в образцовом порядке одну из десяти важнейших литературных усадеб...
источник
Архитектурные излишества
​​17 и 18 июня в «Севкабель Порт» пройдёт «неФОН» — фестиваль архитектуры и культурного наследия Санкт-Петербурга.

В программе — лекции об архитектуре, истории и культурном наследии, мастер-классы по реставрации и архитектурному скетчу, дебаты и дискуссии на актуальные темы.

17 июня в 15:00 и 18 июня в 13:00 на фестивале с лекциями выступит редактор «Архитектурных излишеств» Роман Ушаков. Приходите!

Подробности и регистрация: https://vk.com/wall-181646019_120
источник
Архитектурные излишества
Знаменитый коммунистический монумент в Бузлудже, Болгария. Внутри можно найти изображения Димитра Благоева, Георгия Димитрова, Тодора Живкова, Владимира Ленина, Иосифа Сталина и Леонида Брежнева. Здание 1981 года находится на горе высотой больше 1400 метров. С 2011 года — в собственности местной социалистической партии.
источник
2019 June 14
Архитектурные излишества
В начале XX века торговля окончательно уходит с улиц в сторону пассажей и крытых рынков.  С 1914 по 1928 год строился центральный рынок Валенсии, архитектурные особенности которого и сейчас привлекают туристов.
источник
Архитектурные излишества
Парашютная вышка 1930-х годов в Измайловском парке.
источник
Архитектурные излишества
Паттерн всевозможных русских заборов от Антона Лапшина. По ссылке можно скачать обои.

https://www.behance.net/gallery/81406995/pattern-zabory
источник
Архитектурные излишества
arkhlikbez
Одним из символов баскетбольной команды Бостон Селтикс является знаменитый паркет, сочетающий светлые и темные вставки.

В середине 90-х команда переехала со старой знаменитой арены «Бостон-гарден» на современную новую, но покрытие было специально стилизовано под знаменитый паркет старой арены.
В отличие от России, где спорт живет на государственные деньги, в США и Европе команды вынуждены бороться за внимание и деньги болельщика любой ценой.

Это напрямую влияет на спортивную архитектуру. Оценим паркет баскетбольного клуба Charlotte Hornets. Хотели бы смотреть на такой с трибуны?
источник
Архитектурные излишества
🎈🎈🎈

Друзья, мы рады сообщить, что канал «Архитектурные излишества» номинирован на премию Московского урбанистического форума в области «Городские СМИ и блоги».

Для редакции это значимое признание важности ежедневного труда. Если вам нравится канал, помогите нам выиграть стеклянную статуэтку.

Чтобы проголосовать за «Излишества», достаточно пройти по ссылке до раздела № 9 и нажать заветную кнопку.

https://www.mos.ru/city/projects/muf/
источник
Архитектурные излишества
Мы очень уважаем Волковский театр в Ярославле, первый в стране, отстоявший недавно свою независимость, прекрасный в архитектурном отношении... Но давайте оценим клумбу перед зданием. Нравится?
источник