
Презентация Метавселенной, подготовленная Марком Цукербергом, – это не просто рассказ о новых технологиях, которые уже скоро позволят нам иначе взглянуть на работу, развлечения и просто жизнь среднестатистического пользователя интернета. Это предвестник глубинных общественных изменений, и они коснутся буквально каждого.
Специалисты отмечают, что виртуальная реальность вот-вот ворвется в ежедневную жизнь пользователей и будет наполнена различными услугами, в основе которых лежит искусственный интеллект. В целом это происходит уже и сегодня – от анализа наших покупок до медицины. Однако в Метавселенной (виртуальной реальности, заменящей интернет) искусственный интеллект станет буквально смысловым центром. Такое новое пространство по-настоящему может выстроиться только вокруг этой технологии и, по сути, станет для нее полноценной оболочкой.
Поп-культура, и в первую очередь кинематограф, уже давно фантазирует на тему взаимодействия человека и созданного им ИИ, сценарии самые разные – от пасторалей до антиутопий. Думаю, все смотрели «Двухсотлетнего человека» и «Матрицу». По мере развития технологий трансформируется и взгляд на них через призму массовой культуры. А массовая культура, как мы знаем, это очень серьезно, поскольку в сегодняшнем мире берет на себя главную функцию управления и контроля.
В августе 2021 года в прокат вышел фильм «Главный герой» (Free Guy), рассказывающий историю жизни NPC-персонажа внутри компьютерной игры, который по ходу сценария оказывается самым нравственным и смелым из всех, особенно на фоне большинства людей. Также в этом с виду развлекательном фильме пробрасывается тема «прав искусственного интеллекта»: NPC-персонажи решили вопреки программному коду жить по своим правилам и в итоге затребовали равные права. Подается идея весьма тонко, и неискушенный зритель однозначно начнет сочувствовать виртуальным персонажам, которые устали быть просто средствами для развлечения людей.
Концепция «прав искусственного интеллекта» буквально витает в воздухе и, думаю, ворвется в общественный дискурс в самое ближайшее время, потеснив на небосклоне такие священные для сегодняшнего мира буквы, как BLM и LGBT. Ее однозначно будут продвигать теми же способами и каналами. Важно отметить, что параллельно в нашей стране заговорили о «праве эмбриона» – признании за еще не рожденным ребенком права на жизнь. Учитывая современные тенденции, нетрудно догадаться, у кого больше шансов утвердить и защитить собственные права: у искусственного интеллекта или нерожденных детей. Чем это грозит обществу, думаю, объяснять не стоит.








