Первый комитет ГА ООН принял два проекта резолюций по кибербезопасности
Вчера в Первом комитете Генассамблеи прошло голосование по российскому и американскому проектам резолюций по вопросам кибербезопасности, оба были приняты. Написал об этом подробно для
блога ПИР-Центра:
«Россия в своём новом
проекте резолюции предлагает вновь созвать РГОС, но наделить её мандатом на 5 лет — более продолжительный срок по сравнению со всеми предыдущими переговорными форматами по кибербезопасности в ООН. РГОС будет действовать на основе консенсуса. Она продолжит выработку «норм, правил и принципов ответственного поведения государств и путей их имплементации», при необходимости сможет изменять или формулировать дополнительные правила. РГОС будет рассматривать инициативы государств, направленные на обеспечение безопасности в сфере использования ИКТ, организовывать под эгидой ООН регулярный институциональный диалог с широким кругом государств-участников. Она также продолжит исследовать потенциальные угрозы в сфере информационной безопасности и другие связанные вопросы, в том числе о том, как международное право применяется к использованию ИКТ государствами. Мандат новой РГОС предусматривает возможность взаимодействия с негосударственными стейкхолдерами, которая стала новацией действующей группы.
Голосование по российскому проекту оказалось успешным, но прошло с боем. Результат (104 за, 50 против, 20 воздержались) показал меньшую поддержку по сравнению с 2018-м годом (119 за, 46 против, 14 воздержались). Основная группа голосовавших против — США и их союзники. Один из аргументов противников российского проекта заключался в следующем: работа нынешнего созыва РГОС завершится только в марте 2021 года, и принимать мандат для новой группы преждевременно. Однако эта претензия была учтена в той редакции российского проекта резолюции, которая выносилась на голосование (по сравнению с первым вариантом) — в ней уточнялось, что работа нового созывал РГОС начнётся после завершения работы действующей группы.
Тем не менее оппозиция российскому подходу носила не только процедурный, но и политический характер: так, США заявили, что в действительности Россия продвигает авторитарную модель для киберпространства. В итоге противники проекта резолюции предприняли попытку помешать ей, вынеся на отдельное голосование пункт 1 постановляющей части (о создании новой группы) и пункт 10 преамбулы (в котором упомянута китайская концепция «общего будущего человечества»). Как и по проекту целиком, по обеим этим пунктам большинство проголосовало за их сохранение. Первый заместитель постпреда России при ООН Дмитрий Полянский
заявил, что вынесение на отдельное голосование ключевого пункта из российского проекта — «хитрый и абсолютно беспринципный шаг», поскольку противники резолюции понимали, что без этого пункта резолюция потеряет смысл.
Резолюция «Поощрение ответственного поведения государств в киберпространстве в контексте международной безопасности», спонсированная США, показала более высокий результат (153 за, 11 против, 9 воздержались) по сравнению с 2018 годом (139 за, 11 против, 16 воздержались). Этот проект не создавал новых механизмов и поддержал работу действующих переговорных форматов. При этом Россия проголосовала против американского проекта, поскольку он содержит положение (очевидно, в пункте 7 постановляющей части) которое увязывает выдвижение новых предложений по переговорам по кибервопросам до завершения РГОС и ГПЭ».
В завершение кратко рассказываю об инициативе объединить два переговорных трека (РГОС и ГПЭ) в рамках Программы действий по поощрению ответственного поведения государств в киберпространстве, о которой я
писал здесь ранее.