
Константин Ходаковский
К семилетию Майдана на Украине хотелось бы мне, русскому жителю Тавриды, рассказать о состоянии дел здесь, после шести лет пребывания в составе Российской Федерации. Хотя и не претендую на охват всех сторон жизни — скорее, это короткое высказывание на тему.
С точки зрения национального вопроса конкретно для русских почти ничего не делается — очевидно, как везде в России. При этом для других народов — прежде всего, крымских татар, — есть отдельные программы поддержки по всем направлениям, включая жильё, бизнес и даже религию. Достаточно сказать, что для мусульман в Симферополе возводится самое большое культовое сооружение за всю историю полуострова — соборная мечеть. А восстановленный ещё при Украине скромный исторический Александро-Невский собор до сих пор не окончен. При поддержке государства или окологосударственных структур строятся другие мечети, десятками обновляются существующие, общины получают дотацию, верующие ездят по квотам в дорогостоящие паломнические поездки в Саудовскую Аравию, неофициально действуют квоты на замещение руководящих должностей по национальному признаку. Ну и, конечно, реабилитация, реабилитация и ещё раз реабилитация: земли, квартиры, пособия, льготы и так далее. Ничего подобного русские не получают. Несмотря на объективную статистику о составе репрессированных, львиную долю в которой занимают русские, с точки зрения государства, от действий советской власти наш народ не пострадал. Поэтому сегодня за счёт русских исправляют преступления советского режима в отношении других народов, то есть дискриминация русских продолжается.
Процесс возврата религиозным общинам земли и имущества шёл всегда, но вяло, особенно если не сохранилась недвижимость. Однако при целенаправленном приложении усилий положительный результат был не исключён и при Украине. Другое дело, что крымские татары считают вполне нормальным решать свои проблемы за счёт государства вне зависимости от обстоятельств. Например, они требуют восстановления всех бывших мусульманских кладбищ. И власти считают возможным решать подобные проблемы в одностороннем порядке, без учёта христианской стороны, понёсшей аналогичные утраты за советский период.
Как житель Керчи, я больше могу говорить о своём городе, нежели о Крыме в целом. Но можно определённо заявить: за счёт дотаций Крым сильно поддерживают и развивают. Многое, что раньше увядало, постепенно восстанавливается. Положительных изменений масса, но из-за коррупции и сильного бюрократизма — слишком большой ценой, как мне представляется. Коснусь некоторых ключевых пунктов, с плюсами и минусами.
— Крымский мост — это феноменальный проект, выполненный в назначенный срок и на высоком уровне. Он является главной артерией связи Крыма с материком, а для Керчи и вовсе меняет обстановку полностью. Если раньше ближайшим пунктом была Феодосия, а Керчь ост
http://kuraev.link/blog73757756