Субъект спекуляции объективирует самого себя; если он достаточно глубок — то свой внутренний мир и происходящее в нем, свою душу, свою собственную, скрытую от него сущность, если же он плоский и эгоистичный человек, как современные представители спекулятивной философии, то он объективирует свою личность и предпринимает спекулятивные построения относительно самого себя как другого существа, однако — nota bene {заметь хорошо} — бессознательно (бессознательность, некритичность — характерные черты всякой мистики и спекуляции от философии), и приписывает затем своему собственному существу, представленному как другое существо, предикаты, которые подобают ему как другому, и тем самым придает феномену собственного существа видимость существа объективного.
Л. Фейербах. К критике позитивной философии. {Л. Фейербах, Сочинения, т. I, М.: Наука, 1995, с. 13}