🇷🇺
5G: Минпромторг заявляет о готовности направить 28 млрд руб. на создание российского оборудования и ПО для создания сетей 5G и IoT. Забавно, что все эти проекты целевых программ появляются только сейчас, когда "гром грянул", когда зарубежные вендоры уже несколько лет как выпускают решения 5G. Более того, значительная доля уже установленного на российских сетях оборудования LTE это оборудование, пригодное к работе в сетях 5G.
Но в мире Минпромторга время течет своим особым порядком. Как будто не было всех этих предшествующих лет, когда надо было заниматься разработками программ и оборудования. Эти годы проспали, и суета началась только сейчас, когда следует не разрабатывать, но строить. И теперь у российских чиновников вместо готового, серийного, испытанного, сертифицированного, конкурентоспособного оборудования есть только бумажка - "Развитие производства промышленной продукции сетей 5G и IoT в РФ на 2019-2024 годы". Копия сего документа есть у РБК. Следует понимать, что все это пока "рыба" документа, программа и по сей день "находится в проработке".
Но никого это не смущает. Государство готово выкинуть почти 16 млрд рублей из бюджета, еще 12 млрд рублей запланированы из "внебюджетных источников". На них пойдут разработки НИР, ОКР, затем субсидирование производства. Это типичный пример желания начать махать кулаками уже после драки.
В своих мечтах, записанных в проект, чиновники видят к 2022 году долю отечественного оборудования в сетях 5G и IoT на уровне 16,1%. И даже мечтают об экспорте с 2024 года. Конечно, речь не идет о серьезных рынках, типа американского, корейского, китайского или хотя бы европейского. Какой-то реализм присутствует. Пока что планируется поставлять еще не существующее российское оборудование в Казахстан, Узбекистан и Армению. И, разумеется, эти поставки будут субсидировать опять-таки госбюджет.
Кто окажется в выигрыше? Владельцы российских предприятий, которых допустят к разработке и производству отечественного оборудования 5G. Впрочем, завидовать им не стоит. В России очень много госпрограмм, подразумевающих финансирование тех или иных проектов. Вот только нередки и ситуации, когда это финансирование "отгружается" на уровне 10-20% от запланированного.
Нет смысла и далее обсуждать еще не принятый документ. Бумага все терпит, а в реалиях операторы предпочтут покупать проверенные решения у проверенных вендоров. И если государство будет сильно давить, то что же, вдруг выяснится, что оборудование какого-либо из поставщиков "практически отечественное, вон, видите, завод, где его собирают". И нужно понимать, что никакого злого умысла у операторов нет, как только им предложат комплексное конкурентоспособное решение, они его купят. Выход на рынок таких компаний, как Huawei, ZTE, Samsung - показал, что это теоретически возможно. Но это не сработает, если, как в случае с 5G запоздать с регулированием на долгие годы.
Сейчас следовало бы сосредоточиться на отдельных компонентах 5G - будь то цифровые антенные решети, системы питания. И, конечно, на ПО, где у российских разработчиков есть высокие компетенции. А, самое главное, начать комплексно включаться в работы по 6G с момента, когда они начнутся. Включаться так, как это принято делать в цивилизованном мире - работать в составе рабочих групп (3GPP или других, которые будут созданы), патентовать свои разработки, готовить регулирование и частоты заблаговременно, а не когда жареный петух уже не первый год клюет в темечко.
https://www.rbc.ru/technology_and_media/26/04/2019/5cc1c39d9a794759cb3f6273