New York Times выпустила
репортаж о невидимой рабочей силе – разметчиках данных. Именно они отсматривают фотографии и слушают аудиозаписи, помогая тренировать алгоритмы, а также круглосуточно смотрят видеоролики и модерируют контент в соцсетях.
Иногда они выполняют более сложные задачи, с которыми ИИ не справляется: например, пишут код, разрабатывают приложения или исправляют ошибки, допущенные алгоритмами.
Большинство компаний, включая гигантов Google и Amazon, предпочитает о своей
AI supply chain не рассказывать. Например, стартап
Engineer.ai выдавал под видом алгоритма-разработчика команду программистов из Индии.
Многие корпорации заказывают услуги расшифровки у подрядчиков. В одной из таких компаний – iMerit – работает почти 2000 человек, причем большая часть сотрудников – это молодые индийцы из бедных семей. Они получают от $150 до $200 в месяц, что по меркам Индии считается неплохим доходом.
Помещения, где работают разметчики, выглядят как обычные колл-центры. Только сотрудники не отвечают на звонки: они смотрят видеозаписи колоноскопии, определяют болезни по звучанию кашля и модерируют посты в соцсетях, а значит, постоянно сталкиваются с насилием и порнографией. Интересно, что модераторы сидят в отдельном офисе, чтобы контент, с которым они работают, не травмировал окружающих.
Спрос на разметчиков растет – в 2018 году рынок оценивали в $500 млн, в 2023 он вырастет до $1,2 млрд. Любой современный алгоритм – это результат рутинного ручного труда. По статистике, при разработке ИИ 80% времени уходит на маркировку данных – и пока эту задачу выполняют преимущественно люди.
На новом рынке уже появляются стартапы-единороги. Недавно молодая компания Scale AI
достигла оценки в $1 млрд. Официально в ней работает всего 100 человек, а на аутсорсе – 30 тыс. Услугами стартапа пользуются Waymo, OpenAI, Airbnb и Lyft.
При этом, как пишет NYT, карьерные перспективы разметчиков зависят от географии. В Индии есть шансы выбиться в средний класс, в США и Европе – больше вероятность оказаться на дне.