Какой хороший Галковский из 2009:
Закрыта передача Соловьёва «К барьеру». Конечно это ещё один маленький шажок по сворачиванию свободы слова на ТВ. Однако...
Чувства закрытие передачи вызывает смешанные. Нет, чёрт, кривлю душой — ЭТО ПРОСТО ПРАЗДНИК КАКОЙ-ТО!
Ничего более мерзкого я не видел. Шоу Соловьёва — это гарантированное первое место на конкурсе самых подлых телепередач Европы. Как Америка не знаю — они до сих пор «развиваются», спрос с них иной. «Пионеры». Японцы — инопланетяне, сравнивать тоже нельзя. Остальной «Таджикистон» — подавно. Но и англичане, и немцы кусали бы локти от зависти. На конкурсе хамства — русские вне конкуренции. УМЕЮТ.
Во-первых, общая концепция. Соловьёв пытался изобразить, что речь идёт о честной-благородной полемике, «интеллектуальной дуэли». Но вообще-то спор не драка, там не убивают оппонента, а выясняют истину. Поэтому стилизация под дуэль порочна изначально. Это взгляд человека не понимающего, что такое интеллектуальное состязание. Для него это что-то вроде мочилова, но понарошку. Пейнтбол.
Во-вторых, в передаче Соловьёва орали. Россия не Израиль, здесь не орут. Тот, кто орёт — обкакался. Север. И говорят помедленнее. Тот, кто тараторит — тоже обкакался.
А вот третья черта берёт начало в русском секторе синтетической соловьёвской личности. Это «играющий судья». Соловьёв взял на себя роль рефери интеллектуальной дуэли, но понял её так: подначивать, перебивать, не давать людям высказаться, крутить своей толстой задницей, жрать в эфире шоколадные конфеты, острить, подмигивать, выставлять людей дураками, обобщать, воспитывать, плясать чечётку, окормлять словом евангельским унд зо вайтер. Главный в дуэли — секундант. Все остальные — ничтожные статисты, призванные обрамлять гиперчеловеческие качества... шестёрки. Потому что на самом деле роль ведущего дело десятое. Это не ведущий лидер, а буксир, ведущий лидера. Основное качество интеллектуального конферанса — помогать высказаться тем, кто тебя умнее и компетентнее. На крайний случай — заполнять репризами какие-то сбои и неловкости. Сам Соловьёв никому не интересен. Ушастых русско-еврейских гибридов мы насмотрелись до мордоворота и никому они не нужны. Об мартышек в Индии спотыкаются, это те же крысы или кошки. Сокровища сложной души Соловьёва, его мнения по тому или иному поводу — скучища смертная. Соловьёв у барьера, Соловьёв на барьере, Соловьёв под барьером, Соловьёв прыгает через барьер, Соловьёв барьер пилит-стругает, засовывает через телеэкран в харю зрителю — это утомительно и однообразно. Есть люди интересные. Не спорю. Можно найти человека, который сам шоу. Но Соловьёв никакой — как его фамилия. «Господин НН». И внешность такая: не красавец, не урод. Не русский и не еврей. А так — Чичиков. Так и сидел бы на жёрдочке. Самомнение и наглость русские — а плечи узкие.
В-четвёртых, — и это с учётом трёх первых пунктов главное, — тематика передачи. В конце концов, шоу можно найти потупее и похамоватее. В том числе на Западе. Но там наблюдается соответствие между формой и содержанием. Есть шоу, куда приводят драться в прямом эфире тупых обывателей. Или шоу поедателей тараканов. Но в передаче Соловьёва обсуждались реформа избирательной системы, детская смертность, история октябрьской революции. Всё это ЛОМАЛО ДИАЛОГ ВООБЩЕ. Как таковой. Можно есть в дорогом ресторане, можно в дешёвом кафе. Можно — на лоне природы или даже в грязной харчевне. Но нельзя есть, когда тут же кто-то гадит. Даже в тюремной камере за такое бьют по зубам или на крайняк орут «жги вату!».
Ну и последнее. В передаче было «голосование», априори поддельное, и были «суд», специально составленный из людей случайных и ничтожных. Для которых само появление в экране было личной удачей, в которую они не верили.
Так Соловьёв, будучи закомплексованным ничтожеством (советский инженер и комсомольский активист) обгадил всё: человеческий разговор, общественное мнение, правила общения. Он не учил людей, не поднимал до себя, а ломал и портил. Это гораздо ХУЖЕ пресловутого Доренки. Доренко от противного играл на повышение. Люди понимали: ТАК говорить нельзя.