Славой Жижек
Сначала как фарс, затем как трагедия
Все помнят замечание Маркса, что история повторяется сначала как трагедия, а потом как фарс. Маркс имел в виду трагедию падения Наполеона I и затем фарс царствования его племянника, Наполеона III. Еще в 1960-е годы Герберт Маркузе отмечал, что урок нацизма кажется противоположным: сначала как фарс (на протяжении 1920-х годов Гитлер и его банда воспринимались в основном как кучка маргинальных политических клоунов), затем как трагедия (когда Гитлер фактически пришел к власти). Очевидно, что вторжение толпы в Капитолий также было не серьезной попыткой переворота, а фарсом. Джейк Анжели, сторонник QAnon, известный всем нам как парень, вошедший в Капитолий в рогатой шляпе, похожей на шлем викингов, олицетворяет фейк-характер всей толпы этих протестующих. В народной культуре воины-викинги ассоциируются с рогатыми шлемами, но нет никаких доказательств того, что у шлемов викингов действительно были рога. Они были придуманы в таком виде фантазиями романтиков в начале XIX века: такова и аутентичность этого протеста.
То же самое касается и президентства Трампа. Когда эта цифровая банда четырех — Twitter, Facebook, Instagram, YouTube — отменила онлайн-аккаунты Трампа, многие комментаторы обратили внимание на проблемный аспект этого акта. Частная компания (даже неясно, кто именно, какой орган в ней) исключила кого-то из публичного пространства. Это является следствием приватизации цифрового ресурса общего пользования, общественного пространства, в котором мы все больше и больше общаемся, особенно во время карантина и социальной дистанци. Трампу особенно сильно досталось благодаря реализации данной меры, ведь его основным каналом выхода на публику была отправка твитов. Или, по выражению Рассела Сбрилья (из частной переписки):
«Может ли быть лучшим примером логики „кражи удовольствия“, чем мантра, которую скандировали сторонники Трампа во время штурма Капитолия: „Остановите кражу!“? Гедонистический, карнавальный характер штурма Капитолия с целью „остановить кражу“ был не просто случайной попыткой восстания; поскольку речь шла о том, чтобы вернуть удовольствие, (якобы) украденное у них другими людьми (т. е. чернокожими, латиносами, мусульманами, ЛГБТК+ и т. д.), то элемент карнавала был для него абсолютно необходим».
(
дальше здесь)