Славой Жижек
Восстание наемной буржуазии
В «Знаке священного» (La Marque du sacré, 2008) Жан-Пьер Дюпуи рассматривает иерархию как одну из четырех процедур («dispositifs symboliques» — символических диспозитивов), функции которых состоят в том, чтобы сделать отношения господства не столь унизительными. Это собственно иерархия (выраженный порядок, который позволяет мне относиться к моему низкому статусу независимо от моей внутренней самооценки), демистификация (идеологическая процедура, которая показывает, что общество немеритократично, но является продуктом объективной социальной борьбы, что в свою очередь позволяет мне избежать болезненного вывода о том, что чье-то превосходство является результатом чужих способностей и достижений), случайность (сходный механизм, посредством которого мы приходим к пониманию того, что наше положение на социальной шкале является результатом природной и социальной лотереи — счастливчики родились с правильными генами и в богатых семьях) и сложность (действие неконтролируемых сил приводит к непредсказуемым последствиям; например, невидимая рука рынка может привести меня к краху, а соседа — к успеху, даже если я умнее и больше трудился). Вопреки своей очевидности, эти механизмы не бросают вызов иерархии и не угрожают ей, но делают ее приемлемой, поскольку «что вызывает потоки зависти, так это мысль о том, что другой оказался достоин своей удачи, а не противоположная идея, которая только и может быть открыто высказана». Дюпуи извлекает из своей предпосылки следующее заключение: большая ошибка полагать, что относительно справедливое общество, которое также и воспринимает себя как справедливое, тем самым будет лишено всяких обид. Наоборот, именно в таком обществе те, кто занимает подчиненное положение, найдут выход для своей уязвленной гордости в яростном взрыве насилия.
В этом смысле понятен тупик, в котором оказался сегодня Китай. Идеальной целью реформ Дэн Сяопина был капитализм без буржуазии (иначе она станет новым правящим классом). Теперь же китайские лидеры сделали болезненное открытие, что капитализм без устойчивой иерархии (которая является результатом самого факта существования буржуазии) вызывает постоянную нестабильность. Так каким путем пойдет Китай? Бывшие коммунисты между тем проявили себя как наиболее эффективные капиталистические менеджеры, поскольку их историческая неприязнь к буржуазии как классу идеально соответствует тенденции современного капитализма стать капитализмом менеджеров без буржуазии — в обоих случаях, как говорил когда-то Сталин: «Кадры решают все». (Интересна разница между современным Китаем и Россией: в России университетским преподавателям до смешного мало платят, они уже де-факто часть пролетариата, тогда как в Китае они чувствуют себя вполне комфортно, получая свою часть прибавочной зарплаты — вполне достаточные средства, чтобы гарантировать их лояльность).
Понятие прибавочной зарплаты открывает в новом свете нынешний «антикапиталистический» протест. Во время кризиса очевидные кандидаты на «затягивание поясов» — это нижний слой наемной буржуазии. Политический протест — это его единственный ресурс, коли эти люди не желают присоединяться к пролетариату. Хотя их протест номинально направлен против грубых порядков рынка, в действительности они протестуют против последовательной эрозии их (политически) привилегированного экономического положения.
(читать полностью)