Size: a a a

2020 November 08
PhilosophyToday
Летний номер любимого журнала радует кучей интересных статей: о викторианской философии сознания, эстетике Ницше и соцреализме. В открытом доступе большой очерк по социологии литературы, в частности о том, с чем она на самом деле сталкивается, если принять известный образ китаской энциклопедии имени Борхеса-Фуко всерьез.
источник
PhilosophyToday
С Павленским полнейший хохотач. Деовочки-феминистки как всегда озабочены важным вопросом: как доказать, что если художник не але, то и искусство так себе. Казалось бы, ну уж в данном конкретном случае, что может быть проще! Но путь, который они для этого избирают, повергает в шок и трепет. Павленский, короче, "жестко и агрессивно работает с пространством", "совершает жесткие жесты", "всегда один на фотографиях", и отсюда ничего удивительного в том, что он домашний тиран!

Ну то есть мыслительницам очень важно в режиме этого натужного умничанья залепить что-нибудь про "пространство" и "жесты", непременно "агрессивные". Показать как они умеют на дискурсе разговаривать. При этом на деле звучит примерно как триумфальное "Проститутка!" от бабушки у подъезда. Я вообще не понимаю, как можно было не видеть, что за хищник Роман Полански. Он же фильмы ужасов снимал! Про дьявола! Смотрели?! Для меня после "Ребенка Розмари" все понятно было с этим пассажиром.

Помню у Екатерины Юрьевны Деготь еще было. "Тут встает интересный вопрос, есть ли эта сексистская агрессия в самих произведениях Трушевского, формалистских и абстрактных. Вообще говоря, я считаю, что да: пассаж Штейнера насчет «чувственной мощи движения кисти» хорошо показывает, какого рода фантазмы это искусство подогревает у его адептов".

Но я думаю, что это она с юмором.

При этом дисквалифицировать искусство Павленского на основании его сомнительного морального облика проще простого. Для этого не надо никаких вавилонов городить. Искусство Павленского - не формалистское и абстрактное, а публицистическое. Единственное, что сообщает ему ценность искренность автора. Светлый человечек против тоталитарного государства. Без искренности там нет вообще ничего. Просто тупые тюремные ухватки в стиле "бей актив режь сук". Мог бы еще бритву сжевать.

Акции "Войны" или "Пусси Райот" были хотя бы остроумными, смешными. Поэтому там легко могли участвовать чуваки типа меня, бесконечно далекие от борьбы с режимом и прочей этичности. В акциях Павленского ничего, кроме унылого героического пафоса нет. Вы много видели академических публикаций по Павленскому? Павленский участвовал в крупных выставочных проектах? Я даже в "Википедии" посмотрел - первое место в списке артгида, инновация, какие-то премии "за протест и гражданственность"

Им восхищались исключительно за то, что он очень-очень-очень этичный и смелый человек. Все. Примерно Мохнаткин, Дадин. А тут выясняется, что человек он хуже некуда. Ну так значит весь его ййиискренний пафос - ложь. И любить его просто не за что.

Ну, тут конечно, прибегают патриархалы типа Долина и снова начинают рассказывать, что все-таки как искусство и художество оно все в целом очень неплохо, потому что ну вот Вагнер же например не любил евреев и ничего. Это даже смешнее загонов про чувственную кисть, предвестницу изнасилования. Архаичные мужчины, стремящиеся любить "что-нибудь такое современное" воспринимают перформанс как некое произведение, вещицу, какулю, которую, значится "сделал художник" и оценивают ее по критериям изобразительного искусства или психологического романа. "Вот же пластично вышло! Вот же графично! А вот то что он сидит и смотрит на яйца - это таким способом художник изобразил нашу подавленность путинизмом". Впрочем, от такого бы и сам Павленский в урну сблеванул.
источник
PhilosophyToday
Без лишних слов, зато с радостью, гордостью и уважением: вокруг этой книги целый год вились самые дикие легенды, скептики отрицали саму возможность ее существования и глумились над теми, в чьих душах еще теплился слабый огонек надежды — что ж, теперь пришла наша очередь посмеяться, но наш смех будет поистине чудовищным.

Пидоренко В.П. Пульс Хронителя Дверей Лобиринта Червярия Карлика Волков Одина. М.: Common Place; ООО «Рашпиль Пресс»; ИД «Живой Орех», 2020.

В третью книгу молодого поэта Пидоренко В.П. вошли его лучшие мистические и духовные произведения, заслуженно принесшие своему творцу имя Ангелуса Силезиуса наших дней. В громогласных видениях большого поэта и нашего современника сокрыты тайны многовековой мудрости таинств Сокрытого и Раскрытого. Книга рекомендована к ознакомлению всем ищущим ответы на вопросы о смысле человеческой жизни в эпоху Железного века Кали-юги. Публикация осуществляется с полного согласия и разрешения автора.

Книга уже продается в «Фаланстере», и там же ее можно заказать с доставкой — пишите на мейл falanster1917@yandex.ru.
источник
PhilosophyToday
Группа пришла к успеху
источник
2020 November 09
PhilosophyToday
В интервью для сайта Oxfordpublicphilosophy профессор Амия Сривасян подтвердила перенос сроков издания ее книги «Право на секс» на 2021 год. Между тем права на ее перевод уже приобрели голландцы, немцы, итальянцы, корейцы, португальцы, бразильцы, норвежцы, испанцы и шведы. Даст бог, и на русский переведут.

А теперь к программе телепередач на понедельник, 9 ноября.

10:00 Конференция «Неоромантизм в системе модернистского искусства» (до 10.11).

15:00 Дискуссия «Будущее после COVID-19: что нам может сказать форсайт». Леонид Гохберг, Урашима Кунико, Дженнифер Харпер,

18:00 Артем Серебренников «Всем изобильна новая земля»: форма и жанр «королевской песни» (chant royal) во французской литературе позднего Средневековья».

18:00 Михаил Родионов «Южная Аравия. Уроки полевой этнографии».

19:00 Илья Будрайтскис «Эсхатология и политика: как идея конца света определяет конфликты настоящего».

19:00 Цикл дискуссий «Салон отверженных категорий».

19:00 Александр Асмолов «Трагедия „Хрустальной ночи“».

19:30 Дмитрий Кузьмин «Современная американская поэзия».
источник
PhilosophyToday
Подлинный национальный гений
источник
PhilosophyToday
Рецензия на новый перевод, как его назвали, самого странного и непонятного русского комика, то есть Гоголя; эксплуатация термина pogrom для обозначения террора белых по отношению к чернокожим избирателям в США в конце XIX века; феерический срач по поводу перевода Beruf с языка Вебера на американский язык эпохи Трампа. Остальное в свежем NYRB нас никак не касается.
источник
PhilosophyToday
Джорджо Агамбен

Они отменили любовь

Во
имя здоровья они отменили любовь,
Ждем, чтобы здоровье отменили.

Во имя медицины они отменили свободу,
Ждем, чтобы медицину отменили.

Во имя разума они отменили бога,
Ждем, чтобы разум отменили.

Во имя жизни они отменили человека,
Ждем, чтобы и жизнь отменили.

Они отменили правду во имя информации,
Но информацию не отменят.

Они отменили закон во имя чрезвычайной ситуации,
Но чрезвычайной ситуации не отменят.

quodlibet. 6 ноября 2020 года
источник
PhilosophyToday
Продолжаем вечер стихов поезии. На сцене писатель Владимир Лорченков (Молдавия - Канада) с актуальным произведением. Ниже фрагмент:

В день когда Дзюба др@чил
Белоруссы боролись с ОМОНом
Азербайджанцы - с армянами
Уэльбек - с тестостероном
И только Дзюба на ложе
Презрев суету мира, др@чил
И его подруга - тоже
Сократ - умолкни, Монтень -
Завидуй, Платон - кусай локти
Философ-Дзюба презрел
Сего мира условности
Когда безумен мир стал
И счётчиком радиации стал фонить
Футболист Дзюба - достал
И начал молча др@чить
Так славься Дзюба и ты
И твой ассистент молчаливый
Меняя ритм частоты
Себя делай счастливым
Лучше уж молча др@чить
Для подруги красивой
Чем время в ФБ проводить
С позицией активной

(читать полностью)
источник
PhilosophyToday
"Альпина" издала книжку Пинкера от 2011 года о том, как при Обаме стало жить лучше, стало жить безопаснее. Книгу встретил шквал критики. Даже в Википедии, что редкость, соответствующий раздел больше по объему, чем раздел с похвалами.

В последние годы Пинкеру больше приходится отбиваться от обвинений со стороны BLM и феминисток. Чего только стоит тот факт, что он был замешан в дела финансиста Джеффри Эпштейна, организатра секс-трафика для американских просветителей.

PS: фанам приготовиться - научный редактор перевода Екатерина Шульман!
источник
2020 November 10
PhilosophyToday
Комментатор игры футбола Уткин В. напомнил, что Дзюба ничем не лучше Диогена, мастурбировавшего на агоре и приговаривавшего критикам, как было бы хорошо, если бы поглаживанием живота можно было бы унять голод.

А теперь к программе публичных мероприятий и телепередач на вторник, 10 ноября, где нам подвигов нового Диогена, увы, не покажут.

Телепередачи

12:15 Конференция «Наслаждение. Добродетель. Закон. Морально-философские сюжеты Нового времени». Рубен Апресян, Полина Гаджикурбанова, Александр Прокофьев, Ольга Артемьева и др.

16:00 А. Маклакова «Рецепция идей Шопенгауэра, Канта и Гегеля в русском эзотеризме конца XIX — начала XX в.: вероучение Московского спиритического кружка».

18:00 Леонид Люкс «Николай Бердяев о „духах“ Русской революции и о духовном кризисе Европы».

18:00 Юрий Тулупенко «Михаил Ростовцев и висконсинские институционалисты».

19:00 Альмудена Санчес «Фра Анжелико и его „Благовещенье“ — разгаданные тайны».

19:00 Алла Митрофанова «Эссе Б. Массуми: аффект как теоретико-культурная категория».

19:00 Дискуссия «Городские страхи и COVID-19». Александра Архипова, Александр Вилейкис, Анна Кирзюк, Никита Петров, Борис Грозовский.

20:30 Алексей Лылзов «„Разум есть язык“. „Радикальный просветитель“ И. Г. Гаман как оппонент просвещения».

Мероприятия

10:00 Москва: Yet another Conference on Education. Ярослав Кузьминов, Александр Асмолов, Максим Кашулинский и стафф Яндекса.

11:00 Москва: Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» (Музей Москвы, до 7.02).

12:00 Москва: Выставка «Вынужденные отношения» (ВШЭ, до 6.12).

20:00 Москва: Антон Долин «Еще по одной» (КАРО Октябрь).
источник
PhilosophyToday
Летний номер любимого журнала скучный. Узнали о некоей Франкфуртской школе фотографии, про то, что сюрреалисты оказывается гомофобы, в основном из-за Бретона, а в целом номер продолжает мало кому интересные исследования женской фотографии веймарской Германии и ее исторические судьбы.
источник
PhilosophyToday
- Как так, философия - не наука, а философские науки есть?
источник
PhilosophyToday
Дизайнеры издательства ВШЭ получают приз читательских симпатий по номинации "Мизантропия". Впрочем, некоторые на обложке этой книги, которая когда-то сделала имя Терборну, увидели кота Базилио. Скоро в книжных магазинах страны. А если интересно, чем сейчас занимается Терборн, то обратите внимание на его огромный очерк в NLR, в котором он хоронит средний класс.
источник
PhilosophyToday
И.о. декана Философского факультета приказом ректора МГУ Виктора Садовничего от 22 октября 2020 года назначен доцент, к.ф.н., известный специалист по истории отечественной философии, публичный интеллектуал и радиоведущий Алексей Козырев. Поздравляем.

Программу Алексея Козырева «Философские ночи» слушайте на радио «Вера».

А теперь к программе публичных мероприятий и телепередач на среду, 11 ноября.

Телепередачи

15:00 Димитрис Килакос «Современная консерватизация и „режим истины“ пандемии».

15:30 Круглый стол «Репродуктивные технологии и трансформация базовых ценностей». Павел Тищенко, Ольга Попова, Лариса Киященко, Фарида Майленова, Светлана Бронфман.

17:00 Станислав Моисеев «Природа и механизмы массового поведения: от классической социологии до современных теоретических моделей».

18:00 Презентация книги «Богословие и зависимость. Опыт построения христианской аддиктологии». Игумен Иона (Займовский), Роман Кузьмин, Юлия Зайцева.

18:30 Дискуссия «Постпамять и постсмерть. Мемориальные пространства».

19:00 Беседа «Гуманитарные институции в России: вызовы, противоречия, перспективы». Ирина Прохорова, Александр Гаврилов.

19:00 Юлия Лейдерман «Эстетическое наслаждение и искусствознание».

19:00 Ирина Кулик «Вымышленная архитектура и „панельки“».

19:00 Презентация книги Еганы Джаббаровой «Красная кнопка тревоги».

19:30 Артем Рондарев «Джаз как форма социального высказывания маргинализованных групп».

Мероприятия

11:00 Москва: Форум АСИ "Сильные идеи для нового времени". Сергей Собянин, Андрей Белоусов, Андрей Безруков, Дмитрий Песков, Павел Лукша, Тина Канделаки, Сергей Кириенко, Валерия Касамара, Александр Аузан, Нюта Федермессер и др. (Центр международной торговли).

13:10 Москва: Конференция «Новые форматы культурных центров». Свят Мурунов, Елена Мельвиль и др. (Гостиный двор).

17:15 Москва: Круглый стол «Интернет, соцсети, пандемия — рубиконы глобальных перемен как импульсы к созданию мира новой архитектуры» (Гостиный двор).

19:30 Петербург: Презентация «Альманаха ЦЭМ № 1». Михаил Куртов, Арсений Жиляев, Эстер Эзе, Евгений Козлов, Ана Мария Гомес Лопес («Порядок слов»).
источник
2020 November 11
PhilosophyToday
НЛО запускает гендерную серию. Пока какая-то скучная история женщин, наших пра-пра-прабабушек. Но вроде как в планах что-то более теоретически выразительное. Подробнее здесь и здесь.
источник
PhilosophyToday
По философским местам нашей необъятной родины. Что творится со зданием на Волхонке, где располагался когда-то ИФ РАН, мы вам показали. Едем дальше.

Это знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова, где в начале прошлого века творилось,.. ну вы и сами знаете что. Так вот, после перестройки квартиру выкупили представители тамбовских ОПГ в лице некоего Владимира Кумарина, впоследствии арестованного. Жилье оценивалось на 2013 год порядка 5 млн долл США. Кому принадлежит башня ныне - не известно, возможно продолжает числиться на балансе бандитов, которые знают толк в философии.
источник
PhilosophyToday
Славой Жижек

Восстание наемной буржуазии

В «Знаке священного» (La Marque du sacré, 2008) Жан-Пьер Дюпуи рассматривает иерархию как одну из четырех процедур («dispositifs symboliques» — символических диспозитивов), функции которых состоят в том, чтобы сделать отношения господства не столь унизительными. Это собственно иерархия (выраженный порядок, который позволяет мне относиться к моему низкому статусу независимо от моей внутренней самооценки), демистификация (идеологическая процедура, которая показывает, что общество немеритократично, но является продуктом объективной социальной борьбы, что в свою очередь позволяет мне избежать болезненного вывода о том, что чье-то превосходство является результатом чужих способностей и достижений), случайность (сходный механизм, посредством которого мы приходим к пониманию того, что наше положение на социальной шкале является результатом природной и социальной лотереи — счастливчики родились с правильными генами и в богатых семьях) и сложность (действие неконтролируемых сил приводит к непредсказуемым последствиям; например, невидимая рука рынка может привести меня к краху, а соседа — к успеху, даже если я умнее и больше трудился). Вопреки своей очевидности, эти механизмы не бросают вызов иерархии и не угрожают ей, но делают ее приемлемой, поскольку «что вызывает потоки зависти, так это мысль о том, что другой оказался достоин своей удачи, а не противоположная идея, которая только и может быть открыто высказана». Дюпуи извлекает из своей предпосылки следующее заключение: большая ошибка полагать, что относительно справедливое общество, которое также и воспринимает себя как справедливое, тем самым будет лишено всяких обид. Наоборот, именно в таком обществе те, кто занимает подчиненное положение, найдут выход для своей уязвленной гордости в яростном взрыве насилия.

В этом смысле понятен тупик, в котором оказался сегодня Китай. Идеальной целью реформ Дэн Сяопина был капитализм без буржуазии (иначе она станет новым правящим классом). Теперь же китайские лидеры сделали болезненное открытие, что капитализм без устойчивой иерархии (которая является результатом самого факта существования буржуазии) вызывает постоянную нестабильность. Так каким путем пойдет Китай? Бывшие коммунисты между тем проявили себя как наиболее эффективные капиталистические менеджеры, поскольку их историческая неприязнь к буржуазии как классу идеально соответствует тенденции современного капитализма стать капитализмом менеджеров без буржуазии — в обоих случаях, как говорил когда-то Сталин: «Кадры решают все». (Интересна разница между современным Китаем и Россией: в России университетским преподавателям до смешного мало платят, они уже де-факто часть пролетариата, тогда как в Китае они чувствуют себя вполне комфортно, получая свою часть прибавочной зарплаты — вполне достаточные средства, чтобы гарантировать их лояльность).

Понятие прибавочной зарплаты открывает в новом свете нынешний «антикапиталистический» протест. Во время кризиса очевидные кандидаты на «затягивание поясов» — это нижний слой наемной буржуазии. Политический протест — это его единственный ресурс, коли эти люди не желают присоединяться к пролетариату. Хотя их протест номинально направлен против грубых порядков рынка, в действительности они протестуют против последовательной эрозии их (политически) привилегированного экономического положения.

(читать полностью)
источник
PhilosophyToday
Появился какой-то новый журнал по культурной антропологии.
источник
PhilosophyToday
Минобраз отправил вузы двух столиц с пятницы, 13-го, на карантин. То, что было уже-де-факто, стало-де-юре. Предварительная дата завершения карантина — 6 февраля. То есть, фактически карантин включает и студенческие каникулы.

А пока о программе публичных мероприятий и телепередач на четверг, 12 ноября.

Телепередачи

10:00 Ковалевские чтения — 2020: Цифровое общество — новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития (до 14.11).

11:00 Конференция «Уроки „закона о блогерах“ (2014 — 2017 гг.): актуальные проблемы и адекватные решения». Михаил Федотов, Руслан Будник, Илья Шаблинский.

16:00 Слободан Перович «Эпистемологические проблемы Большой науки»

17:00 Сузанне Целлингер «Фламенко и современность».

18:00 Семинар «Концепт поля в антропологии, психологии, психиатрии». Иосиф Зислин, Виктор Каган, Ольга Христофорова и др.

18:00 Круглый стол «Доказательная медицина в публичном пространстве: экспертиза, коммуникация, эстетика».

19:15 Дискуссия «Принципы лучшего мира». Арсений Жиляев, Анастасия Потемкина, Екатерина Никитина.

19:30 Анжелика Артюх «Евгений Юфит — неузнанный художник».

19:30 Дискуссия «Политкорректность. О чем можно шутить в 2020 году». Сююмбике Давлет-Кильдеева, Татьяна Демьянова, Амбарцум Симонянц, Никита Смирнов, Оксана Мороз.

22:00 Дискуссия «Collective Infrastructures and Knowledge Production in a Post-Digital Age». Мохаммед Салеми, Валентин Голев, Патриция Рид, Реза Негарестани и др.

Мероприятия

00:01 Петербург: ЛГБТ-кинофестиваль «Бок-о-бок» (до 19.11).

10:00 Москва: Конференция «Театр в публичном пространстве: эстетика, экономика и политика спектаклей in situ» (МВШСЭН, до 13.11).

18:00 Петербург: Презентация книги Андрея Паткуля «Идея философии как науки о бытии в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера» (РХГА).

18:15 Москва: Презентация монографии архитектурного бюро Archinform (Гостиный двор).

18:30 Дискуссия «Создавая будущее. Инструменты влияния на облик городов» (Гостиный двор).

18:30 Москва: Презентация книги «Кривоклят» Яцека Денеля (ВГБИЛ).

19:00 Москва: Марина Краснова «Маяковский. Три дня» (Галерея на Шаболовке)

19:30 Москва: Евгений Кузьмичев «Гротеск разума — сны» (библиотека Некрасова).
источник