Size: a a a

2020 November 03
PhilosophyToday
Один наш товарищ защитил кандидатскую про совесть, так в ВАКе долго не могли определиться, возвращать ли диссертацию назад, поскольку не могли себе представить совесть как предмет философского изучения. А вот у Патриции Черчленд таких проблем не было.

Кстати, тут совестью перевели "Conscience". В этом контексте выражение Глеба Жеглова "Ты не сознание, ты совесть потерял" является для носителя английского языка непереводимой игрой слов.

Да, деньги на издание этой свежей книги (2019) дал, как водится, Зимин.
источник
PhilosophyToday
"Русский" номер LRB: рецензия на сборник писем Набокова и книгу о ленинской России. Из остального выделяется рецензия на уже старую книгу Миршаймера "The Great Delusion: Liberal Dreams and International Realities" 2018 года  -вероятно, подводят итоги внешнеполитического курса США в период президентства Дональда Трампа.
источник
2020 November 04
PhilosophyToday
Во ВШЭ открыли некое новое научное подразделение — Институт исследований культуры. Виталий Куренной пишет: «На базе ВШЭ создан крупнейший в России университетский центр исследований современной культуры и культурных практик, что еще раз указывает на возрастающую значимость понимания культурных процессов в современном обществе. Впереди — большая работа по дизайну мониторингов, полевых и региональных проектов, исследования современных культурных трендов и множество других отличных, на мой взгляд, затей. Надеюсь, в рамках этого нового этапа своей деятельности получится больше сосредоточиться на исследовательских задачах — полтора десятка лет, которые были отданы образовательным программам в Вышке, сменяются новым принципиальным этапом». Что означает последнее утверждение, мы не знаем.

А теперь к программе телепередач на среду, 4 ноября.

10:00 Андрей Зорин «Лев Толстой. Опыт прочтения».

11:00 Дискуссия «Экспертная иерархия и демократизация принятия решений в искусстве». Дмитрий Гутов, Виктор Мизиано, Антонио Джеуза, Алиса Прудникова.

11:30 Дискуссия «Этика и права человека: свобода и учреждения культуры. Оксюморон?» Галина Козлова, Анатолий Голубовский, Елена Лерман, Наталья Копелянская, Ольга Суслова, Ольга Синицына.

12:00 Дискуссия «Тело и гендер на языке нового театра». Дина Годер, Марина Исраилова, Алексей Платунов, Юрий Муравицкий.

13:00 Галина Юзефович, Антон Долин «Новая этика в кино».

14:30 Людмила Петрановская «Этические аспекты дискуссий около COVID-19».

15:00 Дебаты премии «НОС». Галина Юзефович Лев Оборин, Николай Подсокорский, лейтенант Пидоренко В.П.

15:50 Антон Кузнецов «Свобода воли и наука».

17:00 Виктор Амчиславский «Семён Ан-ский: часть вторая. Дибук».

17:00 Екатерина Кулиничева «Мода и культурная апроприация: сложный разговор».

18:10 Евгений Варшавер «Интеграция мигрантов в России: теория и практика».

19:00 Круглый стол «Американские выборы и дебаты о кризисе либеральной демократии». Григорий Юдин, Джоди Дин, Илья Будрайтскис.

19:00 Беседа «Падение рубля». Олег Комолов, Борис Кагарлицкий.

19:30 Артем Рондарев «Музыкальный звук и проблематики его описания».
источник
PhilosophyToday
​​Вспоминаем сегодня Роберта Бёрда. Пару лет назад мы опубликовали в ЦЭМе русский перевод главы его новой книги о том, как строить коммунизм на лету. На примере кинематографа Роберт рассказывал о советской увлеченности моделями и макетами, где модель становилась центральным компонентом «иконографии материализма» и диалектическим объектом par excellence.

Марксизм — в основе своей космистское учение, по крайней мере в его советском изводе. Самая распространенная в советском дискурсе 1930-х годов цитата из Маркса (на самом деле скорее парафраз, чем цитата) звучит так: «Воздействуя на внешнюю природу, человек изменяет себя». Такое диалектическое понимание природы ясно прослеживается и в лозунге Ленина 1920 года: «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны», — и получает еще большее подкрепление, когда в 1925 году выходит «Диалектика природы» Фридриха Энгельса. Сталинский план «преобразования природы», который начал воплощаться в 1928 году, в первую пятилетку, был вполне обоснованным, но оппортунистическим, жестоким и циничным, особенно, если учесть ставку на труд заключенных; но вместе c тем пятилетки позволили таким приверженцам космизма, как Платонов, по-прежнему мечтать об апокалиптическом пресуществлении или, как минимум, о решительном скачке к другому, более свободному состоянию природы.

Один из самых авторитетных тезисов космистского марксизма был высказан в августе 1931 года, когда Николай Бухарин описал неизбежную предстоящую научно-техническую революцию, или «техническое переоборудование всего хозяйства» в ходе пятилеток.

В официальном докладе Бухарин придает наибольшее значение увеличению выработки электричества, автоматизации производства и расширению коммуникаций: «…старые методы организации производства исчезают, и им на смену идёт поточный метод с автоматическим станком, с автоматизмом всего процесса, с его расчленением на ряд ступеней, идущих одна за другой, как на кинематографической ленте…».

Такой монтаж — настолько кинематографический, насколько и промышленный — это не просто тейлористская фантазия о максимальной производительности, которая снискала популярность в Советском Союзе 1920-х, в частности среди представителей авангарда. Кроме прочего, Бухарин описал мир, в котором законы энергетики вытесняли бы законы механики, — другими словами, мир как единое силовое поле, которое при достаточно большом количестве энергии позволило бы пренебречь законами классической физики.

Скачок к этому новому уровню физического существования требовал не только новых механизмов, но и новой взаимосвязи между сознанием и материей, а также нового режима работы: «…старые методы организации труда вытесняются применением психотехники и лабораторно проработанными, взвешенными и научно продуманными методами эксплуатации рабочего класса, при которых возможное сокращение рабочего дня и повышение зарплаты в чрезвычайной степени перекрываются крайней интенсификацией труда, его необычайным уплотнением и резким повышением нормы эксплуатации»
.
источник
2020 November 05
PhilosophyToday
Какую бы подборку отечественных философов ни сделай для представления зарубежному читателю, любая будет не менее странной, чем эта. Здесь вам Подорога и Гиренок, Ахутин и Дубровский, Эпштейн и Хоружий с Гуревичем. При этом есть Гройс, который кажется совсем не считает себя "русским философом". Впрочем, как и Свасьян.
источник
PhilosophyToday
80
источник
PhilosophyToday
Программа телепередач и публичных мероприятий на четверг, 5 ноября.

Телепередачи

10:15 Дискуссия "Наблюдатель" - к 80-летию Дмитрия Пригова. Игорь Чубаров, Александр Вартанов, Юлия Панкратова, Кирилл Светляков.

11:00 Валерия Касамара «Третья миссия: опыт Высшей школы экономики».

11:00 Круглый стол «Сахаров сегодня». Константин Гаазе, Александр Морозов, Элла Панеях, Анна Наринская, Анна Немзер и др.

11:30 Круглый стол «Что важно? Разговор о ценностных ориентирах сквозь поколения». Дмитрий Рогозин и др.

14:00 Дискуссия «Меняет ли „новая этика“ мир к лучшему?» Кирилл Мартынов, Дарья Серенко.

15:30 Дискуссия «Зачем нам нужен свободный университет? Будущее высшего образования в России после пандемии». Борис Куприянов, Ян Левченко, Элла Панеях, Сергей Медведев, Петр Иванов, Юлия Горбатова и др.

16:20 Клаус Кресс «Преступление агрессии: история, концепция и современное значение».

17:00 Анджей Хвальба «Была ли неизбежной советско-польская война 1919–21 годов?»

18:00 Максим Руднев «Неслучайные связи между базовыми ценностями и их последствия».

19:00 Анастасия Арефьева «Образы Испании в русском театре. История и современность».

19:00 Елена Гусева «Идеалы красоты Возрождения».

19:00 Александр Семенов «Новая имперская история»

19:00 Татьяна Михайлова «О Майкле, который принял жену за фейри, или об особенностях психики ирландского крестьянина».

19:30 «Марина» и «Корова». Онлайн-показ и обсуждение с авторами.

20:00 Семинар «Сильные тексты». 80-летие Дмитрия Александровича Пригова. Александр Жолковский, Андрей Зорин, Дмитрий Ицкович, Марк Липовецкий, Владимир Мартынов, Лев Оборин, Ирина Прохорова, Лев Рубинштейн, Ольга Седакова, Роман Лейбов и др.

20:00 Дискуссия «The Wired Cold War». Slava Gerovitch и Ekaterina Babintseva.

20:00 Михаил Кентский «Белковый шовинизм».

Мероприятия

13:00 Петербург: Выставка «Ленинградский нуар» (Музей современных искусств имени С. П. Дягилева, до 18.11).

19:00 Москва: Литература и смерть: презентация новых книг Нестора Пилявского и Вадима Климова (Зверевский центр).

19:30 Москва: Евгений Кузьмичев «Гротеск плоти — body horror» (библиотека Некрасова).
источник
PhilosophyToday
"...есть такие Рафаэль и Жан-Поль Энтовены, папа с сыном, видные парижские интеллектуалы, писатели, философы, журналисты, известные помимо прочего тем, что оба встречались с Карлой Бруни. Папа начал, сын отбил, случился скандал на весь Рив Гош, потом Карла двинула развлекаться дальше, а Рафаэль и ЖП помирились и даже сочинили сообща книгу якобы про Марселя Пруста, а на самом деле про свои разбитые сердца - "Словарь для влюбленных". Но это было 20 лет назад, а нынешней осенью у Рафаэля вышел роман "Выигранное время", в котором он рассказал всю подноготную. Что мама его идиотка, папа мудак, друг папы и бывший тесть Бернар-Анри Леви - просто козлина, а дочь Бернара Жюстин Леви - сучка и слава богу, что они не родили совместных детей (в романе подробно описан ее аборт) и только Карла классная, потому что у нее попа, как орех, а грудь, как груша, а ваг... как устрица..."

(подробнее здесь)
источник
PhilosophyToday
Свежий «Якобинецъ». Только не надо ржать: демократические социалисты из США спрашивают: "Где наш Горбачев?" Но внутри есть и кое-что толковое: Ричард Лахман про американскую искючительность, Оуэн Хатерли про провал американского эксперимента с социальным жильем, никакого Ковидыча и BLM.
источник
PhilosophyToday
Из свежего «Нью-Йоркера» благодаря Маше Гессен вы можете узнать, что бессмертные строки стихов поезии Осипа Мандельштама, про то, что кто-то там в 1933-м году в РСФСР не чует под собою страны, идеально подходят к нынешним выборам в США. Впрочем, удивляться тут, вслед за известным политологом Иваном Куриллой, нечему. Скорее нужно похвалить режим этой страны за то, что наградил политэмигранта Машу Гессен такой «тоталитарной чувствительностью», что все, что она писала о РФ и режиме Путина теперь к чертям обнуляется: коли уж в США у них тоталитаризм, то какие взятки с России? Кто же на самом деле страны не чует, так это одуревшие в своем гетто культурной гегемонии, которая никак не конвертируется в политическое представительство, подпитываемые хорошими гонорарами и местами в университетах американские «демократические социалисты».

Впрочем, мы лучше о программе телепередач и публичных мероприятий на пятницу, 6 ноября.

Телепередачи

11:30 Семинар «Понять и изобразить». Ольга Розенблюм, Инес Райх, Сара Кляйнманн, Ирина Щербакова, Владислав Стаф, Дарья Хлевнюк, Ирина Флиге и др.

15:00 Клаус Бёнке «Изменяются ли ценности во время пандемии COVID-19? Пример Германии и Великобритании».

16:00 Конференция «Типология культур и проблемы культурной памяти». Вадим Васильев, Татьяна Бородай, Сергей Мельников, Дмитрий Бугай, Артем Беседин, Марина Кедрова, Юлия Патронникова, Анна Костикова, Элла Дряева и др.

16:00 Параг Ханна, Грег Линдси "Как пандемия изменит города и связи между ними?"

18:00 Владимир Варава «Парадоксальная танатология».

18:30 Алан Эриль «Перверсии».

19:00 Андрей Захаров «Алексис де Токвиль, аристократичный либерал. Часть II».

19:30 Нерея Кальвильо «Феминистское восприятие в аэрополисе».

20:00 Дарья Платонова (Дугина) «Эсхатологический оптимизм: истоки, развитие, основные направления».

Мероприятия

19:30 Петербург: Ксения Ермошина «Звуковое поле смерти, умирания и поминовения» (Студия 4413).

19:30 Москва: Андрей Елисеев «Представления о зрителе и зрительском восприятии в современной социально-гуманитарной теории» (библиотека Некрасова).
источник
2020 November 06
PhilosophyToday
Рубрика Прозрение
источник
PhilosophyToday
Голос Америки. Утром узнал о существовании девушек из Red Scare. Даша Некрасова и Анна Хачиян вещают по подписке в пантеоне и в стримингах из Манхеттена. Обсуждают культуру и политику с левацких позиций, поддерживали Сандерса. Пишут, что находятся под влиянием Марка Фишера, Славоя Жижека среди прочего. Из художников приглашали Джулиану Хакстейбл (старые записи можно послушать здесь). С Жижеком поговорили про Батьку (Даша родилась в Беларуси), Карабах (Анна из семьи армян из Карабаха), страх перед художником Филиппом Гастоном перенос выставок которого из-за картин высмеивающих ККК вызвал возмущение художественного сообщества.
источник
PhilosophyToday
Славой Жижек

Пределы либеральной демократии

В течение нескольких недель накануне президентских выборов в США различные направления правопопулистского сопротивления постепенно формируют единое движение: «Группы вооруженной милиции на заключительных этапах президентских выборов в США формируют альянс со сторонниками теорий заговора, ковиддиссидентами и антипрививочниками — все это усиливает опасения, что в преддверии выборов могут возникнуть проемы. Ведущие сторонники антиправительственных и антинаучных взглядов собрались в выходные вместе с основателем одной из крупнейших групп милиции».

Здесь сошлись вместе три разных группы: сторонники теорий заговора (как QAnon), отрицатели Ковид-19 и вооруженная милиция. Эти группы часто непоследовательны и относительно независимы: есть теории заговора, которые не отрицают реальность пандемии, но видят в ней (китайский) заговор по уничтожению США; могут быть отрицатели Ковид-19, которые не видят заговора, стоящего за пандемией, а просто отрицают серьезность угрозы (Агамбен) и т. д. Но эти три группы сейчас выступают вместе. Вооруженная милиция выставляет себя защитниками свобод, которым угрожает заговор глубинного государства против переизбрания Трампа, и они рассматривают пандемию как ключевой элемент этого заговора; если Трамп проиграет выборы, то это будет результатом этого заговора, а это значит, что насильственное сопротивление уходу Трампа законно.

В октябре 2020 года ФБР выявило, что группа милиционеров из числа правых планировала похитить губернатора штата Мичиган Гретхен Уитмер и спрятать ее в где-то Висконсине. Там ее планировали подвергнуть своеобразному народному «суду» за ее «измену»: на посту губернатора она ввела жесткие меры для сдерживания распространения инфекции Ковид-19 и, по мнению группы милиционеров, тем самым нарушила свободы, гарантированные конституцией США. Не напоминает ли этот план о самом известном политическом похищении людей в Европе? В 1978 году одна из ключевых фигур итальянского политического истеблишмента, которая рассматривала возможность создания большой коалиции христиан-демократов и коммунистов, была похищена «Красными бригадами», предана народному суду и застрелена…

(читать дальше)
источник
2020 November 07
PhilosophyToday
Хорошие новости для либералов. Польский правовед и либеральный философ права Войцех Садурский оправдан в суде по делу об оскорблении своих политических оппонентов. Два года назад г-н Садурский выразил мнение, что ни один приличный человек не может иметь никакого отношения к партии «Единая Россия», ой, PiS («Право и Справедливость» — местная консервативная партия. Вообще, в Польше все партии называются как суждения из средневековой силлогистики), что ЕР, то есть PiS — это ОПГ, и т. д. Ныне PiS является правящей партией в Польше, запретила там аборты и вообще куражится так, что…

…но впрочем, мы лучше о программе телепередач и публичных мероприятий на субботу, 7 ноября. День Великой Октябрьской социалистической революции

Телепередачи

19:00 Владимир Каганский «География как учение о ландшафте».

20:00 Стоякон. Станислав Наранович, Кирилл Мартынов, Виктор Зацепин, Ольга Алиева и ни одного делезомана. Ссылку не даем, потому что организаторы боятся зумбомбинга.

Мероприятия

13:00 Москва: Дискуссионный философский клуб «Агора-Номос». Переспетивы «горизонтального» знания.

15:00 Москва: Виктор Черненко, Александр Сенько «Теория звука: ликбез» (Галерея Ходынка).

16:00 Москва: Ната Волкова, Марат Невлютов. Аналитические чтения по теории архитектуры и города (МАРШ).

17:00 Москва: Алексей Исаев «”Поворот” под Москвой 1941 года: Жуков против фон Бока» (Музей военной формы).
источник
PhilosophyToday
Все, что нужно знать о посетителях «Фаланстера».
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Программа телепередач и публичных мероприятий на воскресенье, 8 ноября.

Телепередачи

13:00 День открытых дверей Философского факультета МГУ.

18:00 Yaldabogov. Разбор статьи Дэвида Виггинса «Нео-аристотелианские подходы к справедливости».

20:00 Артур Клемперт «Еврейские общины Балкан в османский период и в Новейшее время»

Мероприятия

15:00 Москва: Виктор Черненко, Александр Сенько «Теория звука: ликбез» (Галерея Ходынка).

17:00 Петербург: Презентация книги Павла Пепперштейна «Эксгибиционист» (Arts Square Gallery).
источник
2020 November 08
PhilosophyToday
Малкольм Гладуэлл

Контрреволюционный Твиттер. Почему социальные медиа не смогут изменить общество

Книга Клэя Ширки «Куда приходят все» — библия движения социальных сетей. Ширки, преподаватель Университета Нью-Йорка, пытается показать силу интернет-организации. Для этого он рассказывает историю о некоем Эване, работающем на Уолл-Стрит, и его подружке Иванне, забывшей свой смартфон, дорогущий Sidekick, на заднем сиденье нью-йоркского такси. Пока телефонная компания переносила данные с потерянного телефона на новый, она и ее друг Эван выяснили, что смартфон попал в руки девушке-подростку из Квинса. На него она снимала себя и своих друзей.

В ответ на письмо, в котором Эван просил вернуть телефон, Саша — так звали девушку — ответила, что его «белая задница» не заслуживает того, чтобы ему вернули Sidekick. Возмутившись, Эван создал веб-страничку, на которой поместил фотографию Саши и рассказ о том, что произошло. Он отправил ссылку на страничку своим друзьям, друзья — своим друзьям. Кто-то обнаружил страничку бойфренда Саши на MySpace, и ссылка на нее не замедлила появиться на сайте. Кто-то нашел в интернете ее адрес и, проезжая мимо, снял видео ее дома — Эван поставил видео на сайт. Историю подхватил новостной сайт Digg, и теперь Эван получал по десятку электронных писем в минуту. Он сделал доску объявлений, чтобы читатели могли делиться своими историями, но сайт рухнул под весом огромного числа запросов. Эван и Иванна пошли в полицию, но там переквалифицировали дело с кражи на утерю, что автоматически закрыло дело. «К этому моменту уже миллионы рядовых пользователей следили за тем, как разворачиваются события», — пишет Ширки, — «и десятки новостных агентств ее освещали». Под давлением прессы, городская полиция вновь переквалифицировала дело по статье «кража». Девушку Сашу задержали, а подруга Эвана получила назад свой Sidekick.

Аргумент Ширки состоит в том, что такая история не могла бы приключиться в эпоху до интернета. И он прав. В другие времена Эван никогда бы не выследил Сашу. История о забытом смартфоне не вызвала бы публичного резонанса. Целая армия людей не подключилась бы, чтобы помочь. Полиция не прогнулась бы под давлением одного человека, который просто потерял какой-то сотовый телефон. Согласно Ширки, эта история показывает «легкость и быстроту, с которой группа людей может быть мобилизована на благое дело» в эпоху интернета.

Ширки полагает, что мы имеем дело с новым, более высоким уровнем активизма. Тогда как, на самом деле, это просто форма организации, которая способствует установлению слабых социальных взаимодействий, которые в свою очередь наслаиваются поверх тесных личных связей, позволяя продолжать начатое дело, невзирая на опасность. Такая форма организации переносит нашу энергию со структур, которые способствуют целенаправленной и дисциплинированной деятельности на те, которые способствуют устойчивости и адаптивности. Такой тип организации помогает самовыражению активистов и препятствует тому, чтобы их замолчали. Средства социальных медиа хорошо приспособлены для того, чтобы существующий социальный порядок стал более эффективным. Они не являются естественными врагами статус-кво. И если вы придерживаетесь мнения, что с миром все в порядке и его лишь нужно слегка поправить, то социальные медиа — это то, что вам нужно. Но если вы полагаете, что где-то все еще остаются такие закусочные, которые недостаточно встроены в этот мир, то вам стоит нажать на паузу.

(читать полностью)
источник
PhilosophyToday
Идите вон, неблагодарные потомки...
источник
PhilosophyToday
Вот хорошая книжка: «Презренные. Почему современные левые ненавидят рабочий класс». Автор — Пол Эмбери, пожарник, профсоюзный активист и борец за брексит. Из анонса: «Типичный современный лейбористский парламентарий почти наверняка является еврофилом с университетским образованием. Современные лейбористы радикально отошли от культуры и ценностей британского рабочего класса. Этот разрыв был неизбежен с тех пор, как левый политический истеблишмент проглотил ядовитый напиток экономического социал-либерализма. Они пришли к презрению традиционных ценностей рабочего класса, таких как патриотизм, семья и вера, и вместо этого принялись выступать за глобализацию, быстрые демографические изменения и отвратительное и спорное клеймо политики идентичности. Левые могут возродиться только в том случае, если они снова будут говорить о приоритетах рабочего класса, сочетая социалистическую экономику с культурной политикой локального и общинного патриотизма». Книга выйдет 3 декабря в Polity. Свежее интервью с автором здесь.
источник