• В первый день лета обрушился железнодорожный мост через реку Кола, связывающий Мурманск со страной (в РЖД сослались на сильный паводок). Под угрозой оказалось не только снабжение города, но и работа Мурманского морского торгового порта (СУЭК, "Еврохим"). И если с грузопотоками кое-как разобрались, то сама авария стала тревожным звоночком для РЖД. За неудовлетворительное состояние инфраструктуры монополии прилетело лично от секретаря Совбеза Николая Патрушева.
• Приватизация "Совкомфлота", одного из крупнейших в мире танкерных перевозчиков, готовилась не один год, регулярно откладываясь по причине плохих результатов компании. В 2019-м наконец удалось показать хорошую чистую прибыль, а в I полугодии 2020-го она выросла в 2,5 раза, до $226,4 млн. Через IPO в частные руки ушло 17,2% (в плане приватизации значился пакет 25% минус 1 акция). Перед приватизацией ВТБ оценивал "Совкомфот" в $4-5 млрд, на деле вышло всего $3,18 млрд. Показательна реакция рынка - на первых торгах после IPO акции упали более чем на 12%, а в ноябре оказались среди главных аутсайдеров месяца.
• Проект угольного порта "Лавна" в Мурманской области на 18 млн тонн стартовал еще в 2012 году ("Кузбассразрезуголь", "СДС-Уголь"). Затем их сменила государственная ГТЛК, а в 2018-м снова добавился "СДС-Уголь", а также РЖД и Бокарев с Ротенбергом. Но воз и ныне там. Все прежние планы сорваны, а в начале ноября Минтранс расторг контракт с подрядчиками, отвечавшими за железнодорожные подходы к порту. Всё упирается в отсутствие гарантированной грузовой базы. И хотя в министерстве завели разговор о привлечении других товарных потоков вместо угля (каких?), порт "Лавна" всё больше напоминает чемодан без ручки: не нужен, а бросить нельзя. Слишком много денег уже потрачено.
#Груз2020