О чем думать на карантине, если не о любви?
Читали сборник статей Бердяева "Эрос и личность". Дуализм Бога и свободы, рассмотренный через призму любви с отсылками к Владимиру Соловьеву (не новому!) - вот что такое его Эрос. Если конечно продраться сквозь повторения из статьи в статью тезиса о том, что подлинная любовь невозможна!
Платоновский миф говорит нам, что раньше мир населяли бесполые существа - Андрогины. Они имели четыре руки и четыре ноги, два абсолютно идентичных лица, а скреплены были спинами. Когда они посягнули на власть Богов, Боги разделили андрогинов на мужчин и женщин, чтоб сделать их слабее. Теперь разъединенные тщут друг друга по всему светк, а завидев свою вторую половинку, непременно льнут к ней всем телом, но никак не могут соединиться вновь.
Бердяев перенес эту идею на христианство, но суть ее осталась неизменной. "Любовь есть стремление к Божественному Андрогину, но он, к сожалению, недостижим, что обусловлено разностью мужчины и женщины".
Вечная несбыточность вынудила Бердяева противопоставить любовь личную и родовую. Так, родовая любовь значит не чувства ребенка к матери, хотя и это тоже, а соединение мужчины и женщины для создания семьи и продолжения рода. Философ отрицает подлинность такой любви, превознося личную любовь - соединение мужчины и женщины во имя самого соединения, соединение (то есть освобождение пола) для освобождения индивидуальности.
Достигнув божественного в любви личной человек сможет полюбить весь мир и всех людей, ведь в каждом из нас есть часть Бога. Бердяев отрицает привычное нам толкование любви в христианстве, где превозносится половой аскетизм.
"Христова любовь - гораздо большее, несоизмеримо более положительное. Одно несомненно: Христов Эрос есть положительное мистическое влечение, мистическая влюбленность, мистическое радование"
Бердяев пытается снять с любви христианские оковы молчания и снимает. Ведь что в этой жизни не есть грехопадение?
Если вы давно не плакали слезами подростка, почитайте. Самое то в карантин.
На фото - Никита Михалков и Вертинская.