↑ ↑ ↑ Deutschland 83 требует отдельного, вдумчивого поста. Пока же немного схалтурю, и опубликую здесь свой старый текст, тоже про ШТАЗИ, и тоже про кино. Итак...
В 2006 году был такой немецкий фильм "жизнь других" (Das Leben der Anderen), который имел довольно большой, для немецкого фильма, международный успех, и даже получил "Оскара".
Я был тогда, в 2006, от него в легком недоумении. Что-то в нем было не так, что-то фальшивое. Но я тогда не понял, что.
Сегодня я пересмотрел его по служебной, можно сказать, надобности (по велению сердца бы не стал), и понял.
Вкратце фабула: ГДР 1984. Популярный писатель и драматург Дрейман живет, как и положено жить обласканному властями писателю- в большой квартире с роялем на центральной улице, с красавицей-актрисой, с кучей западной литературы в квартире, и может себе даже позволить некоторые колкости в адрес власть имущих. Одна из первых сцен- постановка его пьесы из жизни рабочих. Но министр культуры его невзлюбил, и велит ШТАЗИ установить наблюдение. Несгибаемый солдат Дзержинского, капитан ШТАЗИ Герд Визлер ставит прослушку, сам ночами сидит на чердаке и пишет отчеты. И вот, в процессе прослушивания, ему открывается человеческое в его объекте. Он сострадает, а заодно- пленяется артистическим миром, в котором объект, то есть писатель Дрейман, живет. Даже слезу роняет, когда писатель в расстроенных чувствах играет Баха на рояле.
Писатель же действительно исподтишка начинает заниматься антисоветчиной, а капитан Визлер его прикрывает, и пишет в отчетах вещи совершенно посторонние. Потом все вскрывается, и писателя было арестовывают, но капитану удается скрыть улики. В итоге капиатана разжалуют, а писателя- отпускают.
1989- стена падает, веселье и танцы. Еще годы спустя капитан работает разносчиком рекламы, а писатель сидит на своем спектакле, с новой, молодой возлюбленной. и спектакль тот же самый, что и в 1984, но только оформленном в стиле минимализма, и с политкорректной негритянкой в главной роли.
В фойе писатель встречает бывшего министра культуры ГДР, и бросает ему в лицо: "и такие люди, как вы, управляли страной!"
И вот тут меня осенило. Все-таки, художественная правда- сильная штука, бьет поверх всего, даже- поверх собственно замысла автора.
Ведь что же получилось? Страна пала. Министр, который в фильме самый главный говнюк, перестал быть министром. Капитан ШТАЗИ, веривший, несгибаемый, один раз проявивший слабость- сорвался со своих высот, был наказан на всю жизнь, в новой прекрасной демократической стране стал разносчиком газет.
Зато милый, слабый, человечный писатель- тот что в ГДР, что в ФРГ живет одинаково хорошо. И пьесу даже одну и ту же и тем, и этим сбагрил- только главную героиню негритянкой сделал, раз времена наступили новые.
Вот и получается, что не о страшной ГДР этот фильм, не о том, какие власть имущие там были бяки. То есть бяки, конечно- но все за свои бесчинства заплатили сполна. А про чудесную интеллигенцию соцстран этот фильм, которая не платит ни за что, а только мечется, печется о судьбах родины, получает премии и не забывает менять любовниц.
Уверен что автор не то имел в виду. Там и пьеса эта, и капитан-разносчик нужны были для другой, лирической линии. Но вышло как вышло- проступило меж строк.
И в конце, если уж совсем по-честному, не писатель дожен был министру предъявить, а министр- писателю.
-"Вот потому страну и потеряли",- должен бы был сказать министр с интонацией Никиты Сергеевича Михалкова,- "что такое у нас говно интеллектуальная элита была".
Но не сказал, увы. Если бы сказал- боюсь, "Оскара" бы не дали.