#ИндексДоверия. ПОСЛЕСЛОВИЕ#ИндексДоверия. ПОСЛЕСЛОВИЕ
Спасибо всем тем, кто уделил своё время и отвечал в выходные на опросы. Выше опубликованы
результаты, но хотелось бы немного их обсудить. Отдельное спасибо банкам, которые не старались накрутить результаты своих опросов. Для сравнения, финальная оценка Halyk Bank — 2,43, а накрученная — 3,42, где 43% отметок «Полностью доверяю». У Kaspi похожая ситуация, повторная оценка — 3,41, а накрученная — 3,98, при это Kaspi и так лидер рейтинга.
Общий уровень доверия не превышает 3,5 балла, то есть очень небольшой и есть банкам куда стремиться.
Зачем? Доверие — это сложная композитная метрика. Казахстан, как страна участвует в Индексе Счастья, мы считаем, что банкам необходимо оценивать уровень доверия. Западные компании это привычно делают в финансовых отчётностях в параметре гудвилл. Это нематериальный актив, оцениваемый в денежной форме в финотчетности компании, отражает то, сколько стоит репутация, связи, имидж и доверие к компании. Казахстанские компании его не считают, а зря. Наша цель была привлечь внимание к теме доверия.
— Недоверие к банкам — это серьезный системный риск, который не решить законами и постановлениями, — считает эксперт международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане
Дмитрий Сочин.
— Результаты и сам процесс опроса продемонстрировали, что у казахстанской банковской системы в среднем околонулевой, местами даже «отрицательный» гудвилл, как минимум с точки зрения розничного бизнеса, — комментирует опрос управляющий директор Центра исследований прикладной экономики, известный экономист и автор канала
@tengenomika Олжас Тулеуов. — Причиной тому низкоконкурентная среда на фоне аффиллированности бву с крупными ФПГ, а последствия — это оценка стоимости большинства бву ниже баланса в случае их продажи в более конкурентных условиях
Это репрезентативный опрос? Нет конечно, так как отвечали анонимно и только читатели финансового канала, но у нас и не было цели сделать репрезентативный опрос, это стоит совсем других денег и должны проводить совсем другие люди. А с основной целью опрос справился — привлечь внимание к вопросу доверия в финансовой системе.
Получилось? Да, скорее получилось, чем нет. Даже не смотря на попытки манипуляций результаты опроса в первом приближении выглядят взвешенными.
Будем ли делать еще? Да, конечно. В следующий раз мы точно будет проводить подобное исследование, но подумаем о другом формате, где манипулировать будет сложнее.
Идеальный банк. Отдельным опросом мы спрашивали об иностранном банке, которому доверяли бы казахстанцы. Победили
Bank of America,
Deutsche Bank (что странно, ведь он в предынфарктном состоянии) и
HSBC, который уже работал в Казахстане, но ушел.
Всем спасибо!