На пороге новых антисанкций?
Новый пакет ответных санкций анонсировал вчера в кулуарах ПМЭФ замминистра МИД РФ Александр Панкин. По его
словам, «вопрос ответных мер на недружественные санкционные действия третьих стран в отношении (стран) ЕАЭС поставлен в повестку дня, он рассматривается и будет рассматриваться».
По всей видимости, речь идет о санкциях, принятых на протяжении последних месяцев в отношении России посла ареста Навального и вводимых в настоящее время против Беларуси за инцидент с самолетом авиакомпании Ryanair. События, формально, не имеющие к остальным членам - Казахстану, Кыргызстану и Армении никакого отношения. Более того, эти решения не являются консолидированными, не принимались в результате обсуждения, поскольку обусловленны исключительно внутриполитическими вопросами, вмешательство в которые со стороны партнеров по союзу было бы неуместным. С этой точки зрения, вполне закономерно применение принципа зеркальности, за единоличные решения не может быть консолидированной ответственности.
Между тем, с момента присоединения Крыма курс российского рубля обвалился более чем в два раза, потянув в аналогичную пропасть валюты стран-партнеров. Казахский тенге с тех пор рухнул со 180 до сегодняшних 427 тенге за доллар. По сути, настолько в долларовом измерении обеднели граждане стран ЕАЭС, вынужденные ограничить себя в покупке импортных товаров народного потребления или поездках за рубеж. Обеднели и государства, вынужденные индексировать социальные выплаты и разворачивать новые программы борьбы с бедностью.
Через 10 дней вступают в силу принятые недавно американские санкции в отношении российского госдолга. По
мнению российского экономиста Андрея Нечаева, «запрет на покупку российских долговых ценных бумаг, это будет серьезный удар по российскому рынку, потому что порядка 35-40% вложений в государственные рублевые долговые бумаги (ОФЗ) — это вложения нерезидентов. Соответственно, если они уйдут, это будет обвал рынка». То есть, уже в июне следует готовиться к колебаниям валютного курса.
На фоне всего этого вопрос об ответных санкциях кажется не просто неблагоразумным, а находящимся на грани самоубийственного. С точки зрения причинения сколь-либо ощутимого ущерба для экономики западных стран мер наш ЕАЭС выработать не в силах, поскольку даже суммарно мы занимаем ничтожную долю в мировом ВВП. Однако для нас самих любые ограничения будут иметь крайне болезненные последствия.
Более того, в числе предлагаемых к обсуждению санкций неизбежно будут визовые ограничения для должностных лиц стран, принимающих санкции в отношении РФ и РБ. Которые традиционно носят зеркальный характер. То есть, принятие визовых санкций в отношении отдельных лиц стран ЕС и США приведет к визовым ограничениям в отношении наших граждан. Как бы ни было обидно осознавать, но они легко переживут невозможность посетить страны ЕАЭС, а для нас самих это обернется крайне болезненными последствиями. В том числе, для обучающихся в зарубежных университетах студентов.
В качестве одной из ярких свидетельств болезненности этих мер можно упомянуть об очереди российских граждан в американские консульства в Казахстане, заполнивших график интервью до конца года. Куда обращаться за визами, если волна высылки дипломатов накроет остальные страны ЕАЭС?
Важно понимать, что санкции принимаются не в отношении ЕАЭС, а в отношении отдельных государств, и не за членство в Союзе, а за самостоятельно принятые решения. Более того, даже эти санкции оказывают болезненное влияние на всех членов Союза, с каждым днем снижая его привлекательность. Стоит ли совершать коллективный выстрел в нашу общую и без того слабую и неустойчивую коллективную ногу?