Запад не торопится окончательно оттолкнуть Лукашенко
(Глеб Простаков
специально для газеты ВЗГЛЯД)
Если раньше Батька маневрировал между Россией и Западом, и тема признания Крыма была неактуальна, то сейчас, кажется, терять уже нечего. Накануне США подтвердили введение санкций против ключевых белорусских госпредприятий с 3 июня. Евросоюз анонсировал принятие в ближайшее время четвертого пакета санкций и, вполне вероятно, что за ним тут же последует согласование нового, пятого пакета, привязанного к случаю с принудительной посадкой борта Ryanair в Минске и арестом Романа Протасевича.
Одновременно Минск и Москва договариваются о перечислении второго транша государственного кредита в 500 млн долларов. Стороны согласовывают ключевые дорожные карты интеграции в рамках Союзного государства, включая самые спорные моменты по ценам на газ и условиям его транзита. Сближение наблюдается и на уровне Евразийского экономического пространства, где Минск и Москвы выступают едва ли не в унисон. Была даже достигнута договоренность об открытии новых рейсов «Белавиа» в российские города, но только не в Крым. Хотя отношения вконец испорчены не только с Западом, но и с Украиной. Киев одним из первых прекратил авиасообщение с Белоруссией и готовится ввести санкции.
Неужели даже в этой ситуации Лукашенко продолжает торговаться и играть в многовекторность? Тем более, что рейсы в Крым в разгар туристического сезона будут позитивно восприняты и самими белорусами, для которых дорога на европейские курорты в ближайшее время точно заказана.
Мертвее мертвого не будешь: Запад и без того готовится ввести против Минска максимально жесткие санкции. От отключения белорусских госбанков от системы SWIFT и жестких ограничений не экспорт калийных удобрений и нефтепродуктов – важнейших для страны товаров – Запад удерживает лишь то соображение, что тем самым он окончательно толкнет Лукашенко в объятия России. Чего Лукашенко, несмотря на резкую перемену риторики в отношении Москвы после протестов оппозиции и западных санкций, продолжает избегать.
При этом именно признание Крыма – вполне логичное решение со стороны ближайшего союзника Москвы – Лукашенко воспринимает как точку невозврата, после которого любой торг с Западом, да и с самой Россией, станет решительно невозможным. А раз так, то в сложившихся обстоятельствах России логично было бы добиваться этого признания еще настойчивей.