Минск и Москва оказываются не в состоянии договориться о тесной кооперации между производителями с/х техники. Ситуация в с/х машиностроении двух стран зеркальна: в РБ развитое тракторостроение при депрессивном комбайностроении, а в России, наоборот, проблемы с производством тракторов наиболее востребованных тяговых классов при отсутствии проблем с выпуском комбайнов.
Такая ситуация делает крайне трудной задачей углубление интеграции между предприятиями отрасли. В 2017 году Минск предложил Москве «дружить комбайнами», выстроив кооперацию между Ростсельмашем и Гомсельмашем, но ростовчан предложение не заинтересовало в силу доминирующего положения на рынке. Ростсельмаш предлагал белорусам сконцентрироваться на выпуске кормоуборочных комбайнов, что не устроило Гомсельмаш из-за малой ёмкости данного рынка.
В то же время Ростсельмаш в лице совладельца и главы компании Константина Бабкина отмечает различные походы в регулировании рынка с/х техники. Российские компании не допускаются на рынок РБ уже свыше десяти лет, а Минск использует меры субсидирования или продвижения своей продукции в РФ (субсидирование ставок по кредитам, отсрочки получателям техники).
Попытки со стороны условного Петербургского тракторного завода выстроить кооперацию с МТЗ тоже ни к чему не приведут — МТЗ фактически стал корпорацией, которая не заинтересована в уступке какой-либо части российского или мирового рынка другому производителю.
Остаётся констатировать, что заинтересованности с/х производителей РФ и РБ в интеграции и её углублении нет — на рынке каждый сам за себя и у каждого своя рыночная ниша, размеры которой определены сложившейся ещё в советские годы кооперацией в рамках единой страны.Теоретически, если двигаться в рамках логики станкостроительных корпораций DMG и Mori, объединивших свои научные и маркетинговые ресурсы,
углубление кооперации в с/х машиностроении пошло бы на пользу обеим странам: 1. Российские тракторостроители получили бы доступ к сервисной и сбытовой сети МТЗ по всему миру, а сам МТЗ стал бы компанией, способной выпускать тракторы всех тяговых классов. На такой альянс пошли КамАЗ и Daimler — немцы получили доступ к сервисной сети КамАЗа, а отечественный производитель смог совершить качественный рывок в развитии своих грузовиков.
2. Белорусские производители комбайнов смогли бы исправить своё плачевное финансовое состояние за счёт разделения рынков, сохранив производство и кадры.
3. Союзные с/х машиностроительные корпорации позволили бы отказаться от практики создания в РБ и РФ предприятий-дублёров, позволив перейти от конкуренции на внутреннем рынке к кооперации. Однако без принятия соответствующего политического решения никакой интеграции в с/х машиностроении не будет, следовательно, создание производств-дублёров продолжится.
Подробнее о проблеме.