Почему основные задачи CEO—найм, культура и долгосрочная стратегия? Во мне крепнет уверенность, что основная причина, по которой мировая экономика растёт именно с текущей скоростью и именно с такой скоростью растут компании—ограниченные способности человеческого мозга осознавать и управлять сложностью мира.
В это же входит то, что:
∙ новые навыки заходят в человека медленно и больно. Я это знаю по своему курсу по кастдеву: мне стоило титанических усилий довести % слушателей, кто делает минимальное количество интервью за курс с 30% до 60%
∙ у мозга и психики есть тонны когнитивных искажений
∙ мозг и эго вообще не очень любят изменения
∙ немногие люди владеют навыками аналитического, системного, критического мышлений
∙ очень тяжело сохранять фокус как в конкретной задаче, так и в течение длительного времени
На выходе, типичному сотруднику Убера, Яндекса, Меты или любой кофейни очень тяжело а) воспринимать сложность этого мира б) проверять гипотезы по тому, как упорядочив сложность этого мира можно извлечь выгоду для бизнеса
Так. Слишком абстрактно
Представьте, что вы делаете фичу. Допустим, вы делаете Мету—Сервис Подбора Психотерапевтов [реальный кейс прост].
Пара клиентов на интервью вам рассказали: «я выбрал психотерапевтов на Мете, но потом стал искать их в фейсбуке и личные сайты, чтобы записаться к ним напрямую. —Почему? —Потому что Мета скорее всего берёт комиссию и психотерапевт на Мете ставит цену выше.»
И этот инсайт превращается в идеи двух фич:
1. Чётко коммуницировать с психотерапевтами базы Меты о том, что цена для клиентов Меты должна оставаться такой же, как если бы клиент пришёл к вам напрямую. И перепроверять это.
2. Коммуницировать с клиентами Меты, что цена на Мете не выше, чем если бы вы пошли к этому психотерапевту напрямую.
Казалось бы, крутой инсайт, ща починим и наступит всем счастье.
Хренушки!
Даже если мы решили починить [тут могли ошибиться в том, что именно это нужно чинить именно сейчас] именно эту проблему, то дальше всё может сломаться о то, что:
——— мы неправильно изучили мир ———
1. С такой проблемой сталкиваются единицы клиентов
2. Столкнувшись, они всё-таки идут к психотерапевту через Мету
——— мы правильно изучили мир, но сделали не то, что нужно клиентам ———
3. Решение, которое мы сделали не решает эту проблему.
——— тупо сломались по-пути ———
4. Сотрудник, который решал этот сценарий уволился, потерял интерес к этой задаче..
5. Сотрудник, который решал этот сценарий делал его в разы дольше, чем это окупалось бы по ROI
6. Сотрудник, который делал этот сценарий увеличил сложность кода и/или операционных процессов и это породило лютый техдолг, который замедлил все последующие внедрения
И все эти проблемы приводят к тому, что выстреливает 1 из 10 гипотез, стартапы умирают, сложность растёт экспоненциально…
То есть «влажные нейронки» [© Витя Осыка] очень плохо приспособлены для того, чтобы менеджерить сложность этого мира, но выхода нет, надёжных и не устающих нейронок ещё не придумали [
https://zamesin.me/ru-dealing-with-complexity] и приходится работать с тем, что есть.
Получается, что задача CEO—делать так, чтобы улучшать способность бизнеса управлять сложностью мира и зарабатывать на этом. Видимо, самые эффективные способы это делать—нанимать максимально крутые влажные нейронки, устанавливать для них правила поведения через культуру и управлять сложностью на самых высоких уровнях абстракции: глобальных культурных/технологических трендов, стратегией, бизнес-моделями итд.