Даже исполненный госконтракт может быть признан недействительным
25 ноября с.г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил
Обзор судебной практики № 3 (2020), в п. 32 которого четко указал, что, если в процессе исполнения контракта при проведении конкурса организация (общество) предоставит недостоверные документы с целью стать победителем торгов, госзаказчик вправе отказаться от исполнения ничтожного контракта и возврата авансовых средств.
Рассмотрим подробнее обстоятельства данного дела (
Определение ВС от 17 июня 2020 г. № 310-ЭС19-26526).
Между обществом (далее – исполнитель) и госзаказчиком был заключен государственный контракт на выполнение проектно-изыскательных работ на основе открытого конкурса. После перечисления победителю торгов денежных средств в качестве авансового платежа заказчику поступило представление прокуратуры, указывающее на необходимость принять меры по расторжению контракта и возврату выплаченного аванса, поскольку исполнитель представил для участия в конкурсе недостоверную информацию об опыте работы и о деловой репутации в сфере проектирования, а именно – договоры подряда и акты выполненных работ были составлены формально, не подтверждали наличие фактических подрядных правоотношений.
Госзаказчик обратился в арбитражный суд с иском к обществу о признании госконтракта ничтожным и о применении последствий его недействительности в виде взыскания с ответчика суммы аванса, однако первая и кассационная инстанции отказали в удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС отменила постановление кассационной инстанции, указав, что, поскольку спорный контракт заключен с нарушением требований Закона о контрактной системе ввиду недобросовестного поведения одной из сторон (это выражалось в обходе обществом-исполнителем требований закона с противоправной целью и нарушении принципов контрактной системы, а также в посягательстве на публичные интересы), стоит признать его ничтожным.
ВС указал, что отказ нижестоящих судов в удовлетворении исковых требований при рассмотрении данного спора является необоснованным, поскольку исполнитель в данном случае получил имущественное удовлетворение благодаря его незаконному поведению. Действия по уплате аванса были совершены до того момента, как госзаказчик узнал о нарушении правил проведения торгов. Следовательно, оплата аванса не может считаться подтверждением сделки, совершенной с таким нарушением. Другой подход, как отмечалось ранее, позволял бы недобросовестному лицу извлекать прибыль при совершении противозаконных действий, нарушая тем самым общественный правопорядок.
В мотивировочной части определения содержится также вывод о ничтожности состоявшегося открытого конкурса. ВС указал на неверно сформированную судебную повестку о том, что фактическое исполнение сделки участниками контракта нивелирует ее ничтожность и позволяет применить нормы об оспоримости сделки. Таким образом, заключенный госконтракт по итогам открытого конкурса, проведенного с нарушениями принципов конкуренции (ч. 2 ст. 8 или гл. 3 Закона о контрактной системе), является ничтожным.