Нет более правильных людей чем члены команды для нахождения и внедрения улучшений в процесс разработки. Ведь они делают работу и видят ее изнутри во всех деталях. Именно на этом принципе основываются ретроспективы. Почему же на практике так мало команд имеют действительно эффективные ретроспективы?
Чаще всего ответ кроется в отсутствии хорошего фасилитатора, который поможет командам сформулировать проблемы, дойти до истинных причин, четко описать конкретные действия и потом помочь скоординировать их внедрение в жизнь. Если фасилитатор из менеджмента или консультантов, то зачастую он просто пытается продать команде конкретные проблемы и действия со своей колокольни и «многолетнего опыта». С другой стороны, если фасилитатор сам глубоко не понимает процесс разработки и не работал в команде разработки, то ему бывает тяжело помогать выходить из ступора или понять, что в анализе уже дошли до первопричины.
С моей точки зрения, идеально подходит на роль фасилитатора опытный менеджер с инженерным опытом или тимлид, который успешно поборол в себе желание насаживать собственный опыт по умолчанию, а использует его только для помощи команде. В этом случае можно достичь баланса знаний, опыта и коммуникационных навыков, важных для успеха ретроспективы. И не стоит забывать, что после самой ретроспективы все не заканчивается и нужно работать над выбранными улучшениями, отслеживать прогресс и результаты. Тут менеджерский опыт также может позитивно сработать, если не переусердствовать.
Еще фасилитатору очень полезно разбираться во всех частях процесса разработки, чтобы можно было понаблюдать за ним на рабочих местах с целью отслеживания как помогают улучшения и поиска новых идей для следующей ретроспективы. Это очень коррелирует с понятием гэмба в кайдзен, где проблемы и улучшения предлагается находить, наблюдая за процессом изнутри, а не снаружи.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Гэмба