Китай отвоевывает у США главную цитадель – развлечения
(Ирина Алкснис специально для газеты
ВЗГЛЯД)
История фактического запрета TikTok в США даже более интересна и показательна, чем та, что параллельно развивается вокруг Huawei. С Huawei, дело, в первую очередь, в новейших технологиях так таковых, поскольку китайская корпорация лидирует в теме 5G.
TikTok же про другое. Это прямое покорение широкой аудитории через отрасль развлечений. Причем, что особенно важно, речь о молодом и совсем юном поколении: семидесяти процентам пользователей приложения от 16 до 24 лет.
В определенном смысле успех Китая с TikTok – даже большая угроза для США, чем любые технологические прорывы. Причина в том, что на поле массовой культуры – причем универсальной, привлекательной для людей по всему миру – американцам действительно не было равных больше века.
Исключений очень и очень мало. Россия, кстати, с доминированием на нашем рынке отечественных компаний и ресурсов – от Яндекса до Одноклассников и ВКонтакте – входит в этот короткий перечень.
Но Соединенные Штаты были уверены, что только им принадлежит монополия создавать продукты массовой культуры, которые способны влиять на умы и сердца значительной части человечества как такового – вне зависимости от цвета кожи, места жительства и политических убеждений. Причем понятно, почему там возникло подобное убеждение – потому что так оно и было.
Кстати, ровно по тем же причинам Запад занимает столь резкую позицию в отношении российских ресурсов иновещания. Из России подобный алармизм кажется странным и неадекватным, поскольку объективные результаты деятельности RT и Sputnik все-таки не столь грандиозны, чтобы регулярно закатывать истерики на самом высоком уровне по поводу исходящей от них угрозы.
Но для Запада вопиющим является сам факт, что Россия посмела залезть на эксклюзивно его поляну «свободной, независимой прессы» и умудряется там год от года наращивать успехи.
Так что крайняя жесткость позиции Вашингтона в отношении TikTok обусловлена не только и не столько претензиями к компании по вопросам национальной безопасности, сколько абсолютно реальной угрозой потери Америкой (и Западом в целом) контроля над глобальной массовой культурой.