Единая Россия, политсистема и трансфер
Сергей Кириенко конструирует политическую систему, исходя из одной (поставленной президентом и полностью разделяемой им самим) установки: «чтобы работало».
В этом смысле его программа достаточно прикладная и технологизированная – есть цель, а есть инструменты. Через эту призму стоит рассматривать всё: от социальных лифтов до Единой России.
Кадровая политика является одной из основ трансформации политической системы. Вектор выбран на формирование нового управленческого класса – совокупности руководителей высшего и среднего звена на федеральном уровне, в регионах, ведущих институтах своих отраслей, объединенных плюс-минус единым образом мысли и разделяющим некоторые базовые ценности.
Так называемые «технократы» среди глав регионов (и в меньшей степени высшего звена в федеральных органах власти), за которых постоянно критикуют Кириенко и его команду, не являются высшей точкой развития кадровой политики. Она гибкая и подвержена эволюции. От «прокачки» и «продувки» оргуправленческих структур, чем в начале занимались новые назначенцы с целью наладки механизмов управления и избавления от административных «засоров», происходит переход к человекоориентированности, медийной работе, проактивной позиции.
Конструируются универсальные правила игры, а не абсолютные. В последнем случае допускается только предзаданное поведение игроков, а универсализм предполагает единство правил и инструментов, которые затем творчески осмысляются и используются участниками взаимодействий.
Существуют серьезные дебаты об идеологии Кириенко. Здесь важно понимать, что во главу угла поставлена эффективность. Из этого следуют механизмы подбора, развития и поддержки управленцев, а также вся кадровая политика.
Не хаотизация, а гибкость и динамическое равновесие – необходимые составляющие той системы, которая позволяет не просто согласовывать позиции нескольких мощных элитных групп, но также обеспечивает безболезненные изменения и в структуре, и в функционале ключевых узлов и персоналий.
В итоге формируется живая экосистема, имеющая объективно понимаемый и измеряемый баланс и необходимые процессы круговорота веществ (ресурсы политической власти, финансы и т.п.).
Переделы политического пространства и власти происходят теперь (1) в рамках единых правил игры; (2) в общей среде, которая удерживает акторов от избыточно конфликтного поведения, несущего угрозу всему сообществу.
Гибкая система, построенная на универсальных законах и динамическом равновесии способна обеспечить трансфер, поскольку может существовать при достаточно широком диапазоне элитных раскладов.
Именно через эту призму нужно воспринимать ход и итоги съезда Единой России. Партии самим президентом задан вектор – стать институтом общественного служения, кооптации лучших практик, социальным лифтом.
Подобная деполитизация (ее фактически поддержал и премьер-министр Дмитрий Медведев) отнюдь не означает исключения из самой общественно-политической системы. Особая роль «партии власти» предполагает развилку в будущей эволюции – она становится одним из элементов либо универсальных механизмов (эволюция к служению и контролю), либо партийно-политического ландшафта.
Ключевой вызов для Единой России (а также Дмитрия Медведева, для которого партия является одним из основных ресурсов) состоит именно в том, что бесконечно сочетать оба вектора не получится. Требуется разведение функционала внутри самой партии – именно в этом состоит суть предложений премьер-министра о трансформации управленческих структур.
Союз Медведева и Кириенко, о котором пишут многие коллеги, не является классическим политическим альянсом – это скорее взаимодействие с целью сопряжения схемы и реальности. В этом заинтересованы оба актора. Для Сергея Кириенко – это возможность окончательной интеграции Единой России в создаваемую архитектуру, для Дмитрия Медведева – инструмент расширения полномочий и ресурсной базы в рамках тех самых единых правил игры.