Итак, я немного успокоился и готов объяснить вам, что такое фильм Данилы Козловского "Чернобыль".
Это история слабого слякотного человека в исполнении самого режиссера, даром что офицера-пожарника, запутавшегося, потерявшегося и изолгавшегося, а потому до конца остающегося мутным.
Козловский попал в воронку амплуа. Он опять играет своего Владимира (не имеюшего ничего общего с князем) и своего тренера, - слякотных мужичков, которые по ходу пьесы подбираются. В нормальном фильме из этого персонажа выкристаллизуется сильная героическая сторона. Но в "Чернобыле" Козловский-режиссер персонажу Козловского-актера не дает этого сделать, он накручивает факап на факапе, а затем просто всех тупо убивает.
Напомню, что вся эта ахинея снята по мотивам истории трех героев, "чернобыльских дайверов" - Ананенко, Беспалова и Баранова, которые спустились и предотвратили потенциальную всеполушарную катастрофу. Риск был огромный, ответственность огромная, но все прошло хорошо, все герои выжили, а двое живы и по сей день. В целом так это и показано в сериале HBO.
В фильме Козловского дайверов четыре и идут они в два захода, сперва обваривается один, потом сходит с ума и бежит прямо в пожар второй, первая попытка проваливается, второй раз идут вдвоем, третий сходит с ума и фактически убивает себя - тонет, заодно тонет, а потом гибнет, хоть и не сразу, четвертый, главный герой.
Это ахинический бред. "Дайверы" не плавали с аквалангами, они шли по колено в воде. Сгустить и поплавать тут можно, но не до степени утопления, согласитесь.
В общем все умерли. Дело вроде как сделано, но персонажи для этого устраивали столько бессмысленных истерик, дрались, орали, совершали такую массу тупых и бессмысленных движений, что нравственно обесценить их подвиг удалось чуть более чем полностью. Для этого, собственно, и снималось. У козлов и креаклов нет героев.
По сути этот фильм - плевок во всех ликвидаторов, представленных раздолбаями, психопатами и истеричками, при том, что это были спокойные собранные люди, которые делали дело и его сделали. Мой покойный тесть был ликвидатором, так что это плевок и лично в нашу семью.
Фильм Козловского состоит из истерик, психозов, невозможно унылых и невнятных "остросюжетных" сцен. Доминирующей идеологией шедевра является Культ Священной Заграницы. Персонаж жертвует собой ради того, чтобы его сына взяли на борт везущий ликвидаторов в клинику в Швейцарию (абсолютно абсурдная деталь, разумеется никто никого в Швейцарию не возил). Проводником в Швейцарию является мудрая еврейская женщина Дина, в исполнении впрочем не Ксении Раппопорт, а Равшны Курковой.
В итоге исцеленный Священной Заграницей мальчик возвращается к маме, а оставшийся на Мучительной Родине отец - гибнет убитый ею. Классический метасюжет креакловских фильмов примерно обо всем.
Самое обидное, что начиналась картина неплохо. Создатели фильма реально вложились в воссоздание атмосферы 1986 года. Музыка, предметы экстерьера и интерьера, типажи, мать-одиночка, скользковатый мужчинка, мальчик - мой ровесник, которого я хорошо узнаю. Вообще в какой-то момент можно было бы решить что перед нами фильм 1988 года, косплей удался. Единственный прокол - водка и вино. В разгар антиалкогольной кампании их в такой подаче быть не могло.
Но происходит авария и вместо продолжения начатого подвющего надежды фильма - вышеописанная муть, к тому же сплагиаченная у HBO. Вопреки всему, что говорил Козловский, в его фильме полно самого примитивного визуального плагиата у HBO.
При этом HBO, хоть и с клюквенными передержками, сделали фильм о героях, о мужественных четких людях. Герои - Легасов, Щербина, шахтеры, дайверы, пожарные. У них есть имена, лица и биографии.
У Козловского есть либо слякотные слабаки, либо безликие и анонимные люди функции. Характерно превращение эпического былинного Щербины в анонимуса-начальника, который только и может что предъявить корочку, пообещать Заграницу и проорать, что "Система повсюду".
Вообще это характерно для креаклов - с одной стороны фронда и ненависть к власти, а с другой эта власть у них всегда анонимна.