Лена Лавин:
Представьте себе, Вы работаете в здании, которое иногда... вращается вокруг своей оси. И размеры у него совсем не миниатюрные: 135 метров в в длину, 25 в ширину и 25 в высоту. Это гараж, в стенах которого расположены комнаты охраны, мастерские, кухня, столовая, спальни и различные бюро. Вся эта конструкция стоит на 8 вагонах, которые в свою очередь ездят по рельсам. Между висящим в воздухе полом и землей, а также в подвале хранятся баллоны с водородом.
Это чудо стояло когда-то в районе Бисдорф-Зюд относительно недалеко от знаменитой розовой виллы семьи Сименс. Впрочем, и гараж на "курьих ножках" тоже принадлежал именно ей - вместе с дирижаблем, время от времени фланировавшим над восточными окраинами Берлина.
Дирижабли очаровательны, но только в хорошую погоду. В мае 1911 году в это же самое время на юге Германии воздушный корабль графа Цеппелина выплыл вместе с пассажирами, из своего гаража, был захвачен воздушным потоком, потерял управление, ударился пару раз о стены, переломился посередине, затем его протащило по крыше и бросило на землю. К счастью, тогда никто серьезно не пострадал, а ведь среди публики были и дамы!
Ветер был главным врагом воздухоплавателей. Граф Фердинанд фон Цеппелин, лидер рынка воздухоплаванья, кстати, по образованию никакой не инженер, а генерал кавалерист, первым пришел к идее вращающегося по ветру гаража, но только на воде Боденского озера. Его зал был еще больше: 142 метра и удерживался бетонным блоком весом в 40 тонн, к которому добавили еще пару 5-тонных якорей. Увы, очень скоро гараж "сорвался с цепи" и учинил на побережье кучу проблем. Так что баварцы решили как-нибудь уж по старинке выбираться из обычного гаража.
А вот Сименс,- младший конкурент Цеппелина, подсчитав, во что ему обойдется поддержка команды, удерживающей на тросах ретивый корабль, пришел к выводу, что крутящийся гараж, будет, пожалуй, дешевле.
В начале 20 века "оседлать небо Германии" пыталось сразу несколько фирм. Впереди шли каркасные цеппелины, с безупречными формами, хорошей скоростью и подъемом на значительную высоту, что обеспечивалось бОльшим размером корпуса, а значит, и бОльшей вместительностью водорода. Проблема была в том, что цеппелины легко ломались. За ними следовали странные бесскелетные конструкции, проплывающие в небе подобно расплывшимся сигарам. Его создал Август фон Парсеваль, - бывший пехотный офицер. Дирижабли Парсеваля были разделены на множество отсеков, и даже если один из них и выходил из строя, ничего страшного не случалось. При спуске машины исходящий водород заменялся воздухом и "сигара" не меняла своей формы. Этот корабль мог приземлиться в любом безопасном месте, после чего "упаковывался" как надувной матрас и без проблем отправлялся назад. Однако, парсеваль был меньше и уступал цеппелину по скорости и высоте.
А это было важно, поскольку главным заказчиком на дирижабли были военные. Так, в 1783 году в небо поднялся первый воздушные шар, а уже в 1794 году шары уже использовали французские революционеры в битве при Флёрусе. В середине 19 века австрийцы бомбардировали Венецию, а в 1860-ые их использовали в гражданской войне в Америке. А в 1870 году 66 немецких воздушных шаров атаковали Париж. В общем, немецким военным очень нравилось представлять свои дирижабли, движущимися в направлении французской границы. Они и сами экспериментировали с дирижаблями на озере Тегель.
Идея военных заказов была по душе и Вернеру фон Сименсу, и он остановился на промежуточном варианте между каркасными и бескаркасными моделями. В 1911-12 годах в небе над будущим Марцаном не раз можно было увидеть воздушный корабль Сименса. Он даже слетал на нем в Потсдам, полюбовался сверху аллеей Унтер ден Линден, Берлинским дворцом, Церковью Вильгельма и Груневальдом. Поскольку пилотов тогда можно было перечесть по пальцам, у Цеппелина, Парсеваля и Сименса летал один и тот же человек: Кристов фон Крог, да и сам Цеппелин не отказал себе в удовольствии полетать на сименсе.
Впрочем, дирижабль Сименса безнадежно отставал от цеппелинов и по скорости, и по высоте.