Елена Лавин:
Искусство постоянно реинкарнирует. В Советском Союзе на смену революционным идеям 1920-х годов пришел старый добрый классицизм, с Античностью, Возрождением и Барокко. Были мотивы Египта, Месопотамии, и, конечно же, христианства.
Советский Мемориал в Трептовом парке - сакральный объект эпохи социализма. Возвышенные эмоции порождаются ритуалом, и там проводились церемонии. Образы памятника затрагивали глубинные пласты души, что редко случается с современными проектами, ведь они не используют наработанных символов.
Увы, создатели Мемориала по понятным причинам не всегда называли вещи своими именами, а жаль.
Мне кажется, это памятник солдату, который принес себя в жертву и одновременно победил, как Иисус Христос. Рядом с телом Христа всегда скорбит Мария, и мы видим ее в начале комплекса. Как правило, рядом с Божьей Матерью находятся апостолы, или Петр, или Иоанн и Петр. И тут два солдата преклоняют свои колени рядом со знамёнами - "вратами" в основную часть.
Самый важный символ европейского искусства – это, конечно, младенец на руках, и у нас есть девочка. Факт спасения немецкого ребенка Николаем Масаловым действительно был, его воплотил скульптор Евгений Вучетич. Вообще-то Вучетич, наряду с многочисленными коллегами, предполагал отлить Сталина, - солдат с ребенком был лишь дополнительным вариантом, но генералиссимус проявил скромность, и сделал такой выбор. Думал ли Сталин в религиозных категориях или нашел десяток других трактовок, мы никогда не узнаем, но и он, и исполнители были людьми старой эпохи, ходили в детстве церковь (кто-то и в семинарию), учились в художественной школе и ориентировались на классику.
План монумента похож на храм базиликального типа. Он закруглен с двух сторон, солдат с девочкой находятся в алтарной части. Путь к нему сопровождают 8 пар саркофагов (16 республик) с барельефами на темы войны.
Алтарь закрыт, его двери открываются лишь несколько раз в году во время празднеств, в его центре лежит Книга памяти в драгоценном переплете. Алтарь, как ему и полагается, украшен мозаикой. В центре скорбящей толпы опять же фигура матери, ее поддерживают самые близкие люди. Автором мозаики был А.Горпенко, а вот реализацию осуществляла берлинская фирма Puhl & Wagner, создавшая, например, мозаику для церкви Wilhelm-Gedächtniskirche.
Фигура Воина-освободителя - это часть гигантского триптиха (триптих - официальное название).
1. Магнитогорск. Тыл выковал меч для фронта.
2. Волгоград. Мать Родина развернула его на Мамаемом кургане.
3. Меч разрубил свастику и опущен.
Триптих был создан студией Я. Белополского и Е.Вучетичем в обратной последовательности. Размер фигур огромен - и тут мы можем вспомнить Египет )
Вот и все.
В статье нет никаких оценок. Параллели возникли после картин Джотто.