Size: a a a

Наследие Узбекистана

2019 July 24
Наследие Узбекистана
Пусть этот день станет днем добрых чудес!
источник
Наследие Узбекистана
А вы знали, что самая глубокая в стране пещера была храмом древних огнепоклонников?!
источник
Наследие Узбекистана
Горный хребет Молгузар на юге Джизакской области скрывает одно из наиболее таинственных и живописных мест дикой природы Узбекистана - Долину пяти пещер, Бешпешагор. От священного родника, где находится мавзолей почитаемого суфизмом Мавлоно Мухаммада, дорога уводит в затерянный мир безлюдных ущелий, заросших лесами колючей фисташки. Непроходимые скалы тянутся на десятки километров отвесными каменными щитами, над которыми, словно сторожевые башни, возвышаются остроконечные пики. Величественные массивы гранитной породы, издали кажущиеся гладкими и монолитными стенами, на самом деле испещрены сотнями глубоких трещин, открывающих потайные ходы в подземные галереи.
Самая большая из пещер имеет заметный вход в форме полукупола. Первый же из ее залов поражает своим размером - около 250 метров в длину и 10 метров в ширину. Но исследователям удавалось углубиться в нее более чем на тысячу шагов, так и не обнаружив предела. Согласно преданию, подземный лабиринт тянется вдоль всего горного хребта - от плато Суфа до знаменитых Ворот Тамерлана у автомагистрали из Джизака в Самарканд. Во времена неудавшегося похода Александра Македонского из Согдианы в Давань тут будто бы прятались тысячи воинов мятежных княжеств горной Уструшаны, постоянные вылазки и набеги которых в конце концов заставили легендарного полководца повернуть назад свои непобедимые фаланги.
источник
Наследие Узбекистана
Экспедиция узбекских ученых обнаружила в пещере Пешагор остатки древней культуры - черепки сосудов, предметы быта, кости, наскальные надписи и рисунки. Кроме того, все стены и купол исполинского зала покрыты густым слоем копоти. По мнению археолога Саттора Карабаева, пещера могла служить подземным храмом огнепоклонников, сжигавших на кострах мясо и жир жертвенных животных. Возможно, именно этот храм упоминается в китайских хрониках Тан-шу VI века: «В пещере, расположенной недалеко от города Йеча, в стране Сутулусен, зароастрийцы проводят курбан маросим»
источник
Наследие Узбекистана
На юге Джизакской области археологи сделали множество уникальных находок, относящихся к доисламской эпохе, наиболее интересными из которых выглядят идолы домашних божеств, найденные в погребениях Сегизсари, Октепа и Джартепа в Зааминском районе. Ученые не спешат с окончательными выводами о принадлежности храма в пещере Пешагор именно или только к религии зороастризма.
источник
Наследие Узбекистана
Горный край, очень мало разведанный и изученный, до сих пор хранит загадки древней истории и чудеса первозданной природы. Местные жители, посвященные в тайны суфизма, и оберегающие священный покой мавзолея Мавлоно Мухаммада, чрезвычайно много знают о поведении диких животных и свойствах растений, исцеляющих множество болезней. Например, рассказывают о том, как варить целебную похлебку из мяса дикобраза, обитающего в фисташковых зарослях и на скалистых склонах.
источник
2019 July 26
Наследие Узбекистана
Небесные кони Ферганы
источник
Наследие Узбекистана
В 104 году до н.э. 60-тысячная китайская конница была отправлена в Давань по приказу императора из династии Тан Ву-Ди. Причиной для начала войны послужили аргамаки – «небесные кони Ферганы» как их называют во всех источниках. Эти кони обладали огромной мощностью и выносливостью, а так же «потели кровью», что для китайцев стало признаком их божественного происхождения. Они считали их «небесными конями», на которых можно доскакать до «страны бессмертия». Особенно жаждал получить небесных коней китайский император Ву-ди, искавший способ стать бессмертным. «Небесные кони» стали объектом поклонения в Китае, даже поэты слагали о них оды. Однако секрет необычайности аргамаков и их свойство «потеть кровью» заключалось в том, что их кожу поедали паразиты, что и вызывало столь необычный эффект.

Однако все это было выяснено в веке XX, а во II веке до н.э. аргамаки были предметом определённого культа. После поражения в 104 году до н.э. китайцы вновь напали на Давань, но в этот раз ферганцам пришлось пойти на компромисс: они обязались каждый год поставлять китайскому императору по 300 коней для его армии.
источник
Наследие Узбекистана
До сих пор остаётся вопрос о происхождении этих коней. Вот, что пишет китайский путешественник и дипломат Чжан Цзянь: «В даваньском владении находятся высокие горы. На этих горах водятся лошади, которых невозможно достать: потому выбирают пятишерстных, т.е. пестрых, кобылиц и пускают при подошве гор - для случки с горными жеребцами. От сих кобылиц родятся жеребята с кровавым потом и посему называются жеребятами породы небесных лошадей»
Инфо: advantour
источник
2019 July 28
Наследие Узбекистана
Искорка тепла подаренная от души, долго греет сердце... Доброго и душевно тёплого вам дня! 🤗
источник
Наследие Узбекистана
источник
Наследие Узбекистана
А у нас кто-то готовит ширчой? Раньше точно бабушки-дедушки ели, а вот сейчас, кто помнит это блюдо?))

Блюдо ширчой у древних самаркандцев, как и у таджиков Памира занимал особое место. Ширчой является очень старинным блюдом. Ширчой прост в приготовлении и является очень сытной пищей. Ширчой самаркандцев и жителей Памира очень схож в приготовлении.

Ширчай, ширчой (от тадж. шир — «молоко», чой — «чай») национальный напиток таджиков, основными компонентами которого являются молоко и чай, а добавочными лепёшка, соль, чёрный перец и топлёное масло.

Традиционное блюдо среднеазиатского региона, Монголии и Тибета, однако в двух последних странах носит другие названия. На территории Узбекистана это блюдо распространено среди таджиков и является традиционным в таких городах, как Бухара и Самарканд, однако довольно популярен и среди каракалпаков. Употребляется на Памире и в Афганистане.

Метод изготовления весьма прост: в небольшую ёмкость с некоторым количеством воды (не более 50–75 г) кладётся половина чайной ложки чёрного чая и варится около 2–3 минут, после чего добавляется молоко (400–500 г), соль (0,5 ч.л.), и напиток доводится до кипения.

Ширчой подаётся в традиционной чаше — косе, куда перед употреблением блюда добавляются сливочное масло, чёрный перец и лепёшка, разорванная на мелкие кусочки. Всё это настаивается около 5 минут, чтобы куски лепёшки впитали в себя молоко с жиром, после чего ширчой готов к употреблению.

Ширчой употребляется утром на завтрак, реже вечером — в качестве лёгкого ужина.

Последний эмир Бухары Сейид Мир Мохаммед Алим-хан всегда начинал свой завтрак с ширчоя, так как к этому обязывала традиция Бухары. Таким образом, ширчой объединял богатые и бедные классы населения.
источник
Наследие Узбекистана
Ширчой.
источник
2019 July 30
Наследие Узбекистана
Легенда о Сафед-Булан.
Около села Гулистан, у слияния рек Падыша-Ата и Чанач-Сай, на территории около десяти гектаров расположен историко-археологический комплекс, основную часть которого занимает кладбище с тысячелетней историей. Из-за этого долгое время к названию села прибавляли слово «мазар», что в переводе на русский язык означает «кладбище».
источник
Наследие Узбекистана
Согласно народным преданиям, в древности поселение носило название Долона-Шахар (ир.) «долоно» — «боярышник» + «шаар» — «город». Население занималось земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей. Из ремесёл наиболее развиты были гончарное производство, обработка дерева и металла. Название села необоснованно менялось несколько раз, и лишь сравнительно недавно ему вернули историческое название — Сафед-Булан. Под названием Испид-Булан эта местность упоминается среднеазиатским историком Джемалем Карши в пересказе предания о завоевании арабами Ферганы и исламизации местного населения в ХIII веке; это подтверждается эпитафиями (надгробными надписями) на кайраках (камнях наждачного типа) с местного кладбища, датируемых XII-XV веками. С XVI века эта местность упоминается под названием Сафид-Буленд, для мусульман является святыней, местом паломничества и поклонения могилам правоверных, погибших при завоевании арабами Ферганской долины. В состав комплекса, помимо горы Арча-Мазар, входят памятники разных периодов исламской эпохи: мавзолей Аламбердара (знаменосца) (XIX в.), пещера святого отшельника, место казни 2 772 арабских воинов-шахидов «Кыргын-Мачет», мечеть (XVIII — XIX в в.), мавзолей «Шах-Фазиль» (усыпальница Сайф-и Давлат-и Маликана, то есть Мухаммада-ибн-Насра из династии Караханидов, правившей в Х-XII вв.), а также мавзолей «Сафид-Буленд» (или Сафед-Булон) (XIX в.).
источник
Наследие Узбекистана
Проникновение ислама на территорию современного Кыргызстана началось в первой половине VIII века с того времени, когда, по существующей в настоящее время легенде, в эти места с многочисленным войском и проповедниками ислама прибыл шах Джарир (сахиб Мухаммед Хазрет шах-и Джарир), который, согласно преданию, был внуком пророка Мухаммеда и послан распространять ислам третьим арабским халифом Османом ибн Аффаном (575-656), период правления которого знаменовался расширением границ исламского халифата. Именно в период его правления была завоёвана почти вся Средняя Азия.
источник
Наследие Узбекистана
Вскоре местная знать поняла, что воевать с арабами в открытую бессмысленно, так как они были сильны, имели современное по тем временам вооружение и хорошо обучены.

И тогда Карван-бас собрал предводителей всех окрестных племён и общин на совет и предложил им принять ислам только для вида. Все собравшиеся согласились с этим предложением, а чтобы арабы ничего не заподозрили, было решено одну из дочерей местного правителя выдать замуж за шаха Джарира, чтобы она узнала слабые стороны арабов, их привычки и обычаи и рассказала о них своим соплеменникам.

Была сыграна богатая свадьба, и дочь правителя осталась жить в шатре своего мужа, приняла ислам и поменяла своё имя на арабское Биби Убайда (маленькая рабыня Аллаха).

И вот однажды, когда её родители пришли к ней в гости, стали выпытывать у неё арабские привычки, образ жизни, секреты и тайны, случилось неожиданное. Дочь правителя полюбила шаха Джарира и на просьбы родни ответила отказом. Однако родители Убайды, посещая дочь, сумели подкупить одну из служанок шаха, и та рассказала им, что арабы наиболее уязвимы во время пятничной коллективной молитвы, которую нельзя прерывать. И приходят они на неё безоружными.

Этим и воспользовались заговорщики. Через какое-то время правитель Касана Ихшид (перс.) — «повелитель» и Карван-бас договорились о плане нападения. Напасть на арабов они решили во время пятничного намаза. План был продуман до мелочей.  Однако жена Джарира, дочь Карван-баса, узнала о плане нападения и рассказала о нём мужу. Так как молитву нельзя было отменить, арабы решили прочитать короткую молитву, быть наготове и в случае нападения язычников сражаться. Однако по ошибке имамы начали читать более длинную молитву, а её уже нельзя было прервать.

Узнав, что арабы предались коллективному намазу, вооружённые отряды заговорщиков ворвались на территорию мечети. Во время  бойни знаменосец (аламбердар) арабского войска, будучи изранен и предвидя скорый конец, сумел выбраться из мечети и спрятал знамя, прося Всевышнего позаботиться о стяге, чтобы тот не попал в руки неверных, и умер от полученных ран. Сейчас на месте его гибели построен кюмбёз (перс.) «купол, надмогильное сооружение, мавзолей».

В этой кровавой расправе погибли 2 772 мусульманина, а местным жителям под страхом смерти запретили их хоронить.

Но у шаха Джарира была верная служанка — темнокожая девушка-негритянка 12 лет по имени Булан. Она не побоялась гонений со стороны язычников и везде искала голову хозяина. Ей пришлось носить найденные окровавленные головы арабских миссионеров к роднику и возле огромного камня обмывать их. Легенда гласит, что, пока она перемыла все головы, от пережитого ужаса и страха её волосы и кожа стали белыми, и её стали называть Сафед-Булан (Белая Булан).

Шаха Джарира среди убитых девушка так и не нашла. Ему и его приближённым удалось спастись. Когда они увидели ворвавшихся вооружённых людей, то через потайную дверь, которая была в михрабе (нише в стене мечети), вышли за пределы мечети, где их с лошадьми ждала Убайда, которая, хорошо зная окрестности, вывела их за город и они ускакали в Касан, а позднее вернулись на родину.

Там у шаха Джарира вскоре родился сын, которого назвали Сайф-и Давлат-и Маликан (однако в одном из источников информации говорится о том, что это не имя, а почётный титул (лакаб). Когда Сайф вырос и сам стал правителем, мать рассказала ему о поражении войск шаха Джарира, он решил отомстить за отца и во главе большого войска и миссионеров вернулся в Долона-Шахар. Виновники трагедии были наказаны, а местное население вновь подвергнуто исламизации. И хоть со дня трагедии прошло много времени, тем не менее приказ местного правителя не хоронить трупы убитых арабов ещё действовал. Сайф приказал похоронить собратьев, а над их могилой была выстроена мечеть, которая получила название Кыргын-Мачет («кыргын» — «резня», «бойня» + (ар.) «мечит» — «мечеть», «масджи»; культовое здание в исламе, где совершаются богослужения и проповеди».
источник
Наследие Узбекистана
Новый правитель понял, что  мирные средства, как торговля, миссионерские проповеди, экономические меры принесут гораздо больше пользы, чем насилие. И он в этом направлении принял ряд мер:
- от подушного налога на немусульман (джизью) освобождался в Средней Азии тот, кто подвёргся обрезанию.
- те, кто по приказу Сайфа посещали пятничную молитву в соборной мечети, получали по два дирхема (серебряные монеты).
Это привлекало неимущую часть населения, а богатых дехкан ислам освобождал от налогов. Особенно быстро обращались в ислам купцы: арабы поощряли караванную торговлю различными способами. Эта дальновидная политика способствовала тому, что мусульманские купцы вскоре стали многочисленнее других. Почти во всех городах по караванным маршрутам возвышались соборные мечети с куполами и минаретами, обслуживая купцов, миссионеров и прочих людей.

Сайф правил этой местностью 16 лет и получил прозвище шах Фазиль, что означало «справедливый шах». Но во время одного из пиров он был отравлен и умер мучительной смертью. Об этом говорится в эпитафии, выбитой на могильных камнях-кайраках. В память о любимом шахе над его могилой был построен мавзолей, который назвали его именем. Внутри мавзолея на верхнем поясе купола нанесена надпись: «Это обитель доблестного мужа по имени Сайф-и Давлат Маликан, который был великодушным человеком и за это приобрёл славное имя. Пока он был жив, счастье и праведные деяния сияли над ним, как солнце сияет над всем миром. Когда же он пресытился этим бренным миром, то стал шахидом, не остался бренным и поспешил уйти в царство вечности. Из глаз людей текут слезы с тех пор, как он стал шахидом и отвратил свой лик от друзей. Власть принадлежит Аллаху».

А служанка Сафед-Булан так и жила здесь всё это время и ухаживала за могилой погибших арабов. Позже она стала ухаживать и за могилой шаха Фазиля, пока не умерла сама. Когда и она покинула этот бренный мир, то была удостоена чести быть погребённой недалеко от дорогих ей мест, и над её могилой тоже установили скромный мавзолей. Позднее и всю местность, где произошла трагедия, местные жители стали называть Сафед-Булан.
Автор: Беляев Ю.
источник
2019 August 01
Наследие Узбекистана
С международным днём Подруг! 💐

Фото nuruz
источник
Наследие Узбекистана
Уважаемые подписчики, давайте посмотрим от куда мы?
Анонимный опрос
81%
Узбекистан
10%
Россия
4%
Европа
2%
Америка
3%
Азия
Проголосовало: 289
источник