В день рождения Капитана показываю его самый безумный заплыв в бурные воды массовой культуры.
Я лично впервые понял что в поп-культуре конца восьмидесятых творилось нечто по настоящему необычное только когда случайно включил телевизор на ретро канал «Ностальгия», где шли «Музыкальные игры» .
Бросил взгляд на экран. И замер. На экране стоял поэт Вознесенский. В обнимку с толстой, явно скучающей лошадью, к телу которой были приделаны картонные крылья. Вокруг него стояла кучка звёзд позднесоветской эстрады и с постными лицами внимала стихам. Стихи были на удивление плохие. Я никогда не ценил Вознесенского, у этого персонажа изображать поэта всегда получалось лучше, чем собственно писать стихи. Но в данном случае он извергал из себя уже слишком коньюктурную чушь на тему видео и кооперации, достойную скорее его вечного конкурента Евтушенко. Шутил про видеомужика с приставкой и рифмовал кооперацию с рацио.
Всё это вместо выглядело очень и очень необычно. Так что я уже не мог оторваться от экрана. На экране, тем временем, творился цирк вперемешку с погромом. Клоуны гонялись друг за другом на бешеной скорости по воде и суше на судне с воздушной подушкой и вели беспрерывный огонь из автоматов. Да и без погонь всё оставалось полностью безумным, в каждом кадре что нибудь происходило. Бурятские шаманы, байкеры, зомби, близнецы, полуголые девушки, мафиозные перестрелки, показ боевых искусств под песню «А Олени Лучше» и так далее. Мне потребовался бы час, что бы описать пятнадцать минут этого фильма. В довершение картины над полем боя разносился голос Игоря Корнелюка, певшего то про «Кут-кудах», то про обезьяну, которая встала очень рано и съела два банана.
На титрах все вопросы оказались полностью разрешены. Автором сценария данного бедлама был скромно указан Сергей Курёхин. Такое по умолчанию необходимо посмотреть внимательно и целиком, что я и сделал при первой же возможности.
История с этим фильмом не прошла мимо внимания Кушнира, в своей книге «Сергей Курёхин - Безумная механика русского рока» он пишет о периоде легализации Курёхина и прямой партийной поддержке следующее:
Буквально через неделю Курёхин получил приглашение принять участие в фильме «Музыкальные игры», съемки которого планиравались в «Октябрьском» через полтора месяца. И Капитан тут же решил провести во время съемок конкурс красоты и концерт «Поп-механики» одновременно .
Подключить к процессу «Лицедеев», выбрать жюри из музыкантов «Кино», организовать кастинги и по результатам голосования зрителей выбрать победительницу. А заодно и закрепиться на только что завоеванном плацдарме .
Получилась реальная поп-механика, с настоящим, совершенно аутентичным перестроечным фрик-попсом в качестве саундтрека. Ударная мощь Курёхинских перфомансов, отделившись от гениальности его музыки только усилилась. Количество безумия в кадре превышает все мыслимые и немыслимые пределы, причём остаётся продуманной и структурированной, в отличии от чудовищного предыдущего фильма Аксёнова, «Как Стать Звездой». Формально это все ещё очередной советский музыкальный фильм, фактически бенефис Корнелюка как композитора. Композитор из него реально посредственный, так что песни в целом не очень. Зато смешные и полные духа времени. Клипы с Эдитой Пьехой или некими пафосными полузабытыми хард-рокерами из группы «Август» регулярно прерываются собственно историей. Там что-то про инопланетян, у которых враги украли священное бревно. Причём клипы вполне банальны, к примеру если perestroika heavy metal, то обязательно противогазы, военные и прочая экология.
Плюс собственно приметы времени вроде песен про очереди. Очень скоро мозг зрителя начинает кипеть от сочетания несочетаемого. Искреннего удовольствия от происходящего бурлеска с раздражением от сопутствующей музыки. Но отключить звук - это не выход, данный фильм если смотреть, то громко и целиком.
Музыкальные игры (1989)