A
Шотландские железные дороги будут национализированы в следующем году и будут принадлежать шотландскому народу, обещает ШНП.
Сейчас шотландскими поездами управляет голландская компания Abellio (пришла в 2015 году на смену , прославилась плохим уровнем сервиса, задержками и отменами поездов).
Управлять шотландскими поездами со следующего года начнёт специальное правительственное агентство.
За последний год локдауна, шотландское правительство потратило £452 миллиона на поддержку франшизы ScotRail, оказывая помощь управляющей компании Abellio.
Шотландское правительство решило, что в целях обеспечения графика движения поездов, сохранения инфраструктуры, рабочих мест и зарплаты, контроль над железными дорогами снова должно взять на себя государство.
Профсоюзы железнодорожников Aslef, TSSA и RMT заявили, что приветствуют подобное решение и что "никогда больше общественные железные дороги не должны управляться частными компаниями."
Консерваторы, состоящие в оппозиции к шотландскому правительству, заявили, что "...ШНП должна быть честна и объявить шотландскому народу, сколько средств будет потрачено и какие выгоды для обшества ожидаются".
Лейбористы Шотландии раскритиковали данное решение, заявив, что "...когда ШНП выбирала, кому продать франшизу, она уверяла нас, что выбрала лучшего кандидата. Нам обещали сервис и качество на мировом уровне, но было сделано слишком мало. Передача железных дорог государству должна была пройти раньше."
Партия "зелёных" одобрила решение и заявила, что оно "символизирует прогресс".
Приватизация железных дорог Британии, произошедшая в 1990-х годах под руководством консервативного правительства Джона Мейджора, по прежнему остаётся больной темой.
Даже те, кто поддерживал раздробление и приватизацию государственных гигантов, таких как British Telecom и энергогенерирующих компаний, считали, что разъединение общей сети железнодорожного сообщения и продажа фрагментов железных дорог разным частным компаниям понизит качество услуг и надёжность перевозок. Правительство же ожидало конкуренции и повышения уровня перевозок.
Постепенно, уровень инвестиций в железные дороги начал сокращаться, а частники, приобретшие куски государственных желдорог, стали экономить на сервисе — сокращать число поездов и экономить на персонале.
Забитые пассажирами до степени переполнения устаревшие поезда стали символом частных железных дорог страны.
Всю плату за билеты забирали себе франшизные компании, выплачивая казначейству фиксированную ренту — что означало, что чем большее количество пассажиров перевезут частники, тем больше прибыли они оставят себе (конечно же, в реальности бабло выжималось любым способом, включая урезание составов и набивание британцев в вагоны до состояния фарша).
Но сейчас упавшее количество пассажиров означает, что плата за франшизу в реальности высасывает средства у частных перевозчиков. После начала эпидемии коронавируса пассажиронаполненность маршрутов упала на 65%, а в некоторых местах поезда заполнены только на 1/10. Частным компаниям невыгодно пускать пустые поезда, поэтому они обратились к государству за экстренной помощью.
Английские компании Virgin Trains и Northern Rails были национализированы обратно в 2018 (ещё при Терезе Мэй) и 2020 (уже при коронавирусе) годах, а франшизная схема подвергнута пересмотру.
Региональное правительство Уэльса (которое лейбористское с опорой в т.ч. и на местных левых националистов) в феврале этого года национализировало валлийские железные дороги.
Англичане готовы ренационализировать British Airways по аналогичной схеме — всё равно 75% авиапарка приковано к земле, а авиакомпания прожирает £200 миллионов каждую неделю.
Видимо, пришёл черёд и шотландцев.