Непростое финансовое положение РТК депутаты гордумы Ростова обсуждали еще в мае. Тогда директор департамента транспорта Христофор Ермашов, отвечая на вопрос о выходе предприятия на безубыточность, сказал, что у РТК образовалась задолженность на 75,5 миллиона рублей. По его словам, по финансовому состоянию предприятия сильно ударила пандемия COVID-19.
Город выделяет миллионы на поддержку ростовского транспорта. Согласно ростовскому бюджету на 2020 год, более 262 миллиона рублей направили на обеспечение льготного проезда, на покрытие выпадающих доходов выделили 210,7 миллиона. На оплату долгов по энергоснабжению город зарезервировал 28,6 миллиона рублей.
161.RU направил руководству МУП «РТК» официальный запрос о финансовом положении предприятия. Редакция не получила ответа на момент публикации.
Несмотря на выделяемые миллионы, трамвайных рельсов, как и вагонов РТК, становится всё меньше.
С 2018 по 2020 год протяженность путей в Ростове уменьшилась на 2,4 километра, а 11 трамваев исчезли. Согласно генплану 2018 года, в городе было 67,3 километра, но, по данным на сайте администрации, в 2020 году стало уже 64,9 километра. В 2018 году в городе было 73 трамвая (30 из которых — это низкопольные «Сити Стар», которые закупили для чемпионата мира по футболу). А в 2020-м — только 62.
Согласно данным госзакупки на обслуживание 5 трамвайных маршрутов в 2020 году, РТК планирует использовать 34 вагона (по максимальным пределам), плюс по одному резервному трамваю на каждом из 5 маршрутов — итого 39. При этом, по данным сайта «Городской электротранспорт», в Ростове регулярно эксплуатируются только 28 трамваев. Только 19 из них — «Сити Стар».
Реально работающих на маршруте трамваев еще меньше. Если исходить из данных ресурса
Pikas.its-rnd.ru, ссылка на который размещена на сайте РТК, в городе, по данным на 5 августа 14:30 действуют только 19 вагонов. Подсчет 6 августа, проведенный в 09:20, показал что на линиях работают 23 вагона. Подсчет 18 августа в 08:40 показал 22 вагона.
Информацию о состоянии рельсового полотна и количестве работающих на маршрутах трамваев мы также запросили у МУП «РТК». Ответа не получили.
На фоне миллионных долгов РТК, исчезновения рельсов и трамваев, в Ростове обсуждают многомиллиардные проекты по развитию трамвайной системы. Один из них — маршрут из центра в Левенцовку, который, по предварительным подсчетам, обойдется городу в 11,5–12 миллиардов рублей. Другой — в Вересаево, его стоимость оценили в 10–10,5 миллиардов рублей. Кроме того, есть амбициозный проект строительства ветки от Левобережного до микрорайона Суворовский, цена которого пока неизвестна.
На момент публикации в РТК не ответили
161.RU, как оценивают планы властей по развитию трамвайной системы.
Ржавый остов
В феврале 2020 года, ещё до пандемии, пресс-служба администрации Ростова писала о планах РТК на модернизацию одного из трамваев. На основании рамы вагона КТМ 71–605 планировали создать обновленную модель.
По словам одного из сотрудников РТК, с которым удалось пообщаться корреспонденту
161.RU, сейчас от перспективного трамвая остался лишь ржавый остов, с которого срезали всё, что только можно.
Впрочем, проблемы есть не только со старыми вагонами, но и с новыми.
— Купили «Сити Стары», а часть из них не оснастили планшетами, на которые выводится картинка с камер. То есть камеры есть, а картинки нет. Трамвай низкопольный, сиденья на возвышенностях. Мне из кабины не видно людей, выходящих из вагона. Но как я без картинки с камер могу обеспечить безопасность пассажиров, когда они выходят из салона? — возмущается Оксана.