В
MIT Technology Review пишут про гамбит Трампа с недавним предвыборным митингом (и немного про Байдена). Тот самый, на который «раздали 800 000 билетов», а пришло всего чуть более 6000 сторонников — остальная масса была оформлена пранкерами из TikTok и k-pop тусовок. Казалось бы, в чем смысл этих рекордных заявок, если место проведения митинга всего вмещает 19 000 человек.
Но как наверняка сказала бы госпожа Зубофф — там, где есть экран смартфона, есть и глаза с ушами.
Официальные приложения Трампа и Байдена позволяют кандидатам напрямую общаться со своими избирателями и слушать их, даже если не отвечают напрямую. По данным сервиса Apptopia, «мобильного Трампа» действительно скачали около 780,000 раз. Во вкладке News, разумеется, льется тщательно курируемый новостной поток откровений: типичный заголовок состоит из словосочетаний типа «СМИ продолжает врать о...» и «Топ-8 фэйлов Байдена». Разумеется, никаких авторов, источников, ссылок за пределами пресс-релизов и нужных твитов нужных людей. Множество инфоповодов раскручивается для атаки «ангажированных» Snapchat и Twitter.
При этом приложение хранит номер телефона, почту и адрес пользователя. Поддержать правое дело можно открытием доступа к списку контактов. Дальше больше — приложению интересны устройства Bluetooth, геолокация и модель телефона. С Bluetooth вообще можно подглядывать за людьми где угодно. Если вы видели по ТВ синие вывески или флажки
Trump/Pence, то знайте — там тоже маячки, они следят.
Team Joe, приложение Байдена, помимо аналогичных вещей вычисляет сомневающихся с выбором будущего Америки знакомых из списка контактов и предлагает разослать им персонализированные послания (хочется сказать "странно, что нет геймификации", но потерпите). Интересно, что для Мексики и Латинской Америки боты и генерация сообщений — пройденный этап. В тексте приводится высказывание одного журналиста о том, что все сообщения подбираются и составляются вручную, ботов слишком легко вычислить, генеративный контент не задевает за живое.
Все кандидаты, впрочем, отстают от индийского премьера Нарендра Моди. В списке убойных фич его приложения уже есть «Истории», подтянутые из Instagram, донат и геймификация; обещают «прямую связь» с премьером — особенно важный момент для тоталистских обществ. Такой OnlyFans на государственном уровне. Нам с 20 бесплатными каналами на ТВ и ежегодной прямой линией и не снилось. Примечательно, насколько умело успешные каналы пропаганды мимикрируют под социальные практики, уже не ассоциирующиеся с конкретным приложением — все привычные псевдосоциальные функции вроде share и repost за счет узнавания приглашают подольше остаться в эхокамере.
Вообще, подобная экономика информации появилась еще во время широкого распространения ручного набора Гутенберга. Тогда, примерно в XVII веке, для печати активно использовали деревянные заготовки. Повторное использование отработанных блоков было дешевле постоянного изготовления новых. При этом хрупкость сложных печатных наборов, использовавшихся для дорогих книг, не позволяла использовать их повторно для массовой печати. Так рынок поделился на две четкие области: профессионалам и знати — большие и дорогие книги, всем остальным — памфлеты, пропаганда, разоблачительная литература и прочий шитпостинг.
Яркий пример из истории: «Война памфлетов» Джона Тэйлора и Генри Уокера, моряка-лирика и уличного проповедника-торговца скобяными изделиями. Тэйлор как-то покритиковал на своих страницах независимых проповедников, в ответ получив неплохой тираж критики собственной компетенции. И понеслось: в тот год сограждане пары зачитывались книгами A Reply As True As Steel, Тэйлор напечатал (из все тех же деревянных блоков) сцену рождения Уокера дьяволицей, Уокер ответил изображением, на котором дьявол испражняется Тэйлору в рот — получился исторический аналог войны мемов с использованием стоковых изображений.