Мир после пандемии: новая прагматика мегаполисов
Известный урбанист и социальный философ Ричард Флорида в соавторстве со своим коллегой Стивеном Педиго пару недель назад задались целью предвосхитить,
какие тренды определят развитие крупных городов, да и цивилизации в целом после пандемии коронавируса.
Впервые ли города столкнулись с такой глобальной проблемой? Конечно же, нет. Эпидемии свирепствовали всегда и особенно чувствительны к ним по понятным причинам были большие города. Но «убить» мегаполисы и не дать им расползаться по планете никаким эпидемиям было не по силам. После кризисов и спадов города возрождались и вновь следовали своему привычному образу жизни.
Способна ли нынешняя пандемия их преобразить? Безусловно, да. Но как?
Авторы предлагают нам свою версию новых урбанистических трендов. Причем проявятся эти тренды не когда-то далеко в будущем, а буквально сразу - вслед за тем, как эпидемия сойдет на нет. Упомяну самые интересные «находки» авторов.
1️⃣ Преобразуются, прежде всего, аэропорты. Без них динамизм глобальной жизни невозможен. Основной вопрос - когда и как они станут более устойчивыми перед угрозами будущих эпидемий. Это, несомненно, приведет к изменению санитарных требований и введению более строгих норм социального дистанцирования. Аэропорты радикально преобразятся как архитектурно, так и логистически. Вспомним, как быстро изменились правила аэропортов после 11 сентября 2001 г.
2️⃣ Открытые пространства мегаполисов могут частично «закрыться» или подвергнуться реконструкции, например, с целью сквозного просмотра тепловизорами. Будут пересмотрены экономические инфраструктурные макропроекты, связанные с массовым наплывом людей. Сверхприбыльность игровых зон, типа Лас Вегаса, будет переосмыслена. Без новых безопасных моделей такие проекты могут попросту угаснуть. Это же касается стадионов, кинотеатров, танцполов и т.д.
3️⃣ Транспорт и улицы будут подвергнуты перестройке (ретрофит). Уже сейчас преимущество пешеходов не выглядит как само собой разумеющийся урбанистический концепт. Велосипедист также оказывается менее защищенным, чем автомобилист. Все это приведет к поиску нового компромисса между транспортом и пешеходом. Чем он завершится, пока трудно сказать. Но потоки внутри больших городов реструктурируются.
4️⃣ Пространства социальных учреждений: школ, университетов, больниц, поликлиник и т.д., - будут пересмотрены в сторону существенного уменьшения числа площадей, позволяющих собираться большими группами. Ведь их безопасное функционирование уже сегодня становится самой приоритетной задачей для мегаполисов.
5️⃣ Галопирующими темпами разовьются новые возможности онлайна (работа, досуг, потребительские услуги). Городские и профессиональные сообщества станут в большей степени виртуальными.
6️⃣ Уличная торговля, магазины, агентства более чем на половину прекратят свое оффлайн существование. В Америке возможно сокращение и до 75% от сегодняшнего числа точек так называемых «main street» услуг. Уличная жизнь и связанный с ней малый бизнес довольно быстро уйдут в прошлое. Но задача городов не дать «улице» умереть вообще. Как найти устраивающий всех баланс - никто пока не знает.
7️⃣ Нечто схожее произойдет и с городскими искусствами, креативными индустриями. Очевидно, без поддержки им не выжить, но измениться им придется кардинальным образом.
8️⃣ Самые серьезные перемены ожидают низовые экономики и соседства.
Авторы анализируют и некоторые другие аспекты городского хозяйства и практик управления.
Сегодня нам важно понять
главное: мир не вернется в русло прежней жизни. Пандемия не забудется, сколько бы она не продлилась. И поскольку глобальный мир будет жить с оправданными опасениями возврата сегодняшней кризисной ситуации, скорость перемен и радикальность отказа от привычных, кажущихся само собой разумеющимися, практик и норм будут
только нарастать.
Нас ждет время интересных экспериментов и поиска новых балансов.
А что вы думаете по этому поводу? И как оцениваете описанные тренды?
А.Ю. Согомонов, 8 апреля 2020.