A
- Знаешь, в чем разница между "Титаником" и ЮАР?
- Ну...
- Когда "Титаник" шел ко дну, там горел свет!
Эта и многие другие несмешные шутки вошли в моду в стране еще в марте, когда верные отключения электричества казались временной мерой, вызванной разрушительными циклонами. Нынче же южноафриканцам не до юмора. В интернете любят рассуждать о проблемах ЮАР с преувеличенно нездоровым вниманием к расовому вопросу. Но самая большая проблема страны, рискующая отбросить ее буквально в каменный век, - это ее энергетика.
Дело в том, что энергетический комплекс самой развитой страны Африки лежит в руинах. Отвечающий за электроснабжение страны государственный электрохолдинг "Эском" призывает граждан готовиться к длительным веерным отключениям электричества в течение ближайших 18 месяцев - то есть как минимум все следующие полтора года. Перебои с электроэнергией для разных стран континента - совсем не редкость, но привыкшие к стандартам цивилизованного мира жители ЮАР переживают их особенно болезненно: в это время не работают светофоры, на дорогах образуются километровые пробки, студенты занимаются при свечах, семьи ходят ужинать в соседние районы. А учитывая, что "Эском" вырабатывает 95% электроэнергии ЮАР, отключения касаются абсолютно всех - от деловых районов Йоханнесбурга до неблагополучных пригородов. Сами офисы компании в "темные" времена, кстати, страдают не меньше остальных и спасаются дизельными генераторами.
Новый руководитель госкорпорации Андре де Рюйтер честно подтвердил, что все последние двадцать лет оборудование компании не модернизировалось, культура обслуживания и уровень менеджмента - нулевые, и холдинг испытывает острый дефицит генерирующих мощностей. В настоящее время "Эском", находящийся на грани банкротства, ищет покупателей на госкомпанию PBMR Ltd. - проект модульного высокотемпературного реактора, создававшегося с 1993 г.
Так на фоне медленной смерти угольной индустрии страна готова распрощаться и с атомной энергией, а заодно - со статусом развитой экономики мира. В связи с кризисом энергосистемы экономика ЮАР встретила новый год худшими показателями деловой активности с 1993 г. - последнего года режима апартеида. В январе индекс деловой активности упал с 93,1 до критически низких 92,2. Рост ВВП в этом году, по оценкам МВФ, не превысит 1%, так что разрыв с промышленно развитыми странами будет только углубляться.
Экономисты называют кризис death spiral, потому что любое решение только еще больнее ударит по экономике. Подъем цен на электроэнергию, помимо углубления экономического спада, вызовет кризис доверия правящему с 1994 г. "Африканскому национальному конгрессу" (АНК), который поначалу обещал отмену цен не электричество и другие коммунальные услуги, а затем - решение насущных проблем с энергоснабжением. Но спустя 12 лет, когда начались первые перебои, воз и ныне там.
Долгое время модернизации убыточных южноафриканских госкомпаний, в прямом смысле тянущих экономику на дно, препятствовали влиятельные профсоюзы. В ЮАР рабочие умеют бороться за свои права, но профсоюзы явно с этим перегнули. Армии низкоквалифицированных бюджетных бездельников с европейскими зарплатами довели предприятия до банкротства, а страну - до чудовищной безработицы (ей-богу, хуже только в блокированной Газе). Но по мере приближения к катастрофе "Косату" - влиятельный Конгресс южноафриканских профсоюзов, аффилированный с правящим АНК и Компартией ЮАР, решил пожертвовать частью рабочих "Эскома", переведя их на другую работу, а также выделить "Эскому" средства из пенсионных накоплений самих работников. Такой план, впрочем, устраивает не всех, и многие считают, что "Эском" уже не спасти. Дело в том, что веерные отключения сами по себе наносят ущерб генерирующим мощностям, и очень скоро менять придется абсолютно все оборудование. Поэтому президент распорядился закупать возобновляемые источники энергии, а бизнес рассчитывает на небольшие частные энергокомпании.