Если вы думаете, что в России всё не просто с урбанистикой, то вы просто не знаете как с урбанистикой дело обстоит в ЮАР. Недавно про это вышла отличная статья Negotiating Polivocal Strategies: Re-reading De Certeau Through The Lens of Urban Planning In South Africa за авторством социологов Лорена Андреаса, Фила Джонса, Стюарта Пола Денун-Стивенса и Мелгако Лорена.
Вообще, конечно, у статьи есть своя сугубо научная задача - социологи обращаются к теоретическому наследию Мишеля де Серто и теоретизируют то, что в построениях Де Серто осталось недотеоретизированным. Если вкратце, то Мишель Де Серто писал, что города это всегда поле конфликта стратегий властных хмырей и тактик сопростивления. В качестве примера идеальной тактики сопротивление Де Серто приводил хождение по городу пешком. Это хождение всегда немного отличается от того, как его стратегируют властные хмыри (чиновники, крупный бизнес, городские планировщики и т.д.). Авторы же статьи говорят, что Мишель Де Серто упускает момент того, что стратегия властных хмырей отнюдь не моновокальна, но поливокальна. И урбанисты как раз таки занимаются тем, что формируют из множества голосов властных хмырей и своего профессионального голоса образ города. Извне это может казаться стройным хором, но изнутри профессии урбаниста - это гадючья свадьба с десятками взаимоисключающих параграфов.
Этот теоретический тезис авторы отстаивают на материале 89 глубинных интервью с урбанистами из ЮАР. Вообще, в ЮАР 3815 урбанистов на 58 миллионов человек населения. И это считается немного. Во всяком случае южноафриканские урбанисты и политики говорят, что для решения в ЮАР жилищного вопроса нехватает отнюдь не денег и политической воли, но просто напросто городских планировщиков.
Специальное в урбанистике в ЮАР в том, что до 1994 года там был апартеид. И городские планировщики были теми, кто создавал средовое выражение этого самого апартеида. А именно - проектировали города, в которых есть белые и черные районы, создавали транспортные системы, в которых у автобусов для белых и автобусов для черных не совпадают остановки, планировал депортацию черных, если они имели неосторожность проживать на территории перспективного девелопмента для белых.
Понятно, что когда в 1994 году апартеид отменили и в ЮАР начался обычный неолиберальный капитализм без государственно закрепленного расизма, профессиональные урбанисты эпохи апартеида оказались в сложной ситуации. Проектировать по старому уже политика не позволяла, а откуда взяться новой проектной практике - не понятно.
Тем не менее, южноафриканские урбанисты не растерялись и с 1994 года по наши дни занимаются тем, что институциализируют свою профессию, создавая на законодательном уровне систему сдержек и противовесов. Делают они это с тем, чтобы их профессиональная деятельность была направлена на максимизацию общественного блага в их проектах.
Как они это делают? Во-первых, у них законодательно закреплено в Planning Profession Act, что к городскому планированию допускаются только те урбанисты, которые имеют аккредитацию общественной организации SACPLAN - сообщества городских планировщиков. Аккредитацию урбанистам нужно проходить каждый год.
Во-вторых, во второй половине десятых годов урбанисты ЮАР добились принятия Spatial Planning and Land Use Management Act (SPLUMA), который балансирует интересы государства, региональных и городских администраций и позволяет урбанистам обращаться в надстоящие администрации, в случае если городская администрация, например, занимается какой-то фигней, вместо городского развития. С другой стороны, муниципалитеты согласно этому акту, имеют существенно влияние на урбанистов, ежели уже их уносит на паровозе безумия.
Собственно, имеющийся в ЮАР букет юридических документов направлен на то, чтобы урбанисты имели законные стимулы продвигать в области городского планирования свой профессиональный идеализм, государство и муниципалитеты формировали повестку пространственной и социальной справедливости, а девелоперщики не забывали максимизировать прибыль. И при этом вся система как-то работала.