Один из ярких примеров радикально противоположного понимания такого феномена, как власть — это оппозиция между трактовками «власти» со стороны Фуко и Льюксом, автором «Трех измерений власти». Трактовки эти имеют не только академическое значение, но и вполне ясные практические импликации в контексте наличия свободной воли у подчиняющихся нормативному контролю индивидов.
Так, позиция Фуко предполагает фактически полное отсутствие свободы воли, так как власть, с его точки зрения, находится не в акторах и структурах, но «пронизывает всё». То есть
«власть распылена, но не сконцентрирована, она воплощается и осуществляется, но ей нельзя обладать, она имеет дискурсивную, а не чисто принудительную природу, она создает агентов, а не агенты создают ее». Власть есть
«режим правды», который пронизывает общество и индивидов и находится в постоянном процессе становления и изменения. Этот «режим правды» выражен в формах знания, научном консенсусе и в целом в общепринятой «правде». Именно эти формы выражения, в свою очередь, обеспечивают эффекты власти, которые мы наблюдаем.
От себя хотим отметить такую примечательную вещь, что в рамках парадигмы Фуко не имеет абсолютно никакого политического значения, например, то, кто находится у власти. Один и тот же человек может с легкостью трансформироваться под воздействием изменений властного потока. Собственно, это мы видим на примере огромного количества политиков, которые трансформируется в абсолютно непредсказуемых направлениях, переходя к таким политическим программам и заявлениям, которые от них нельзя было ожидать ещё пять лет назад. Эту же позицию Фуко подтверждает и ряд кейсов переворотов и революций, после которых «ничего не меняется». По мнению Фуко, политическая жизнь в принципе часто является бессмысленной, будучи не в силах произвести самостоятельно какой-либо эффект.
В свою очередь, Льюкс исходит из того, что индивиды сознательно принимают решение о подчинении власти. Таким образом, он рационализирует индивидов и отказывается понимать область движущих сил в поведении индивидов как «черный ящик». Льюкс вводит так называемые
три измерения власти. Первое измерение предполагает открытое политическое противостояние, где одна сила навязывает свою волю другой. Второе измерение предполагает сочетание первого измерения с непрямым столкновением и латентную политическую конкуренцию. Обычно проигравшая сторона даже не допускается к публичному противостоянию. Третье измерение — это первые два измерения плюс манипулирование общественным мнением через идеологическое господство, которое обеспечивает подчинение власти через согласие или покорность. Таким образом, идеологическое доминирование является самым сильным проявлением власти по Льюксу. Но в отличие от Фуко это доминирование осуществляют конкретные агенты и социальные структуры, которые, что крайне важно, таким образом несут моральную ответственность за свои действия. Свобода воли в данном случае предполагает и существование морального критерия, чего естественно нет у Фуко. Дальнейшие рассуждения о концепции Льюкса
вы можете почитать тут.