У «Репаблика» под пейволом прочитал ещё сентябрьское интервью с профессором географического факультета МГУ, одним из лучших экспертов по экономике регионов России Натальей Зубаревич. Так как текст под платным «замком», то широко не разошёлся. Но в нём есть интересные моменты, достойные внимания – о качестве губернаторов-технократов (подготовленных методологами) и о том, что новые крупные сырьевые проекты уже ничего не дают регионам.
«Произошло омоложение губернаторов, это важное изменение. Таких дядьков – в правилах советской бюрократии со свекольным цветом лица и лысиной до пяток – уже нет. Новые по-другому себя ведут, более современны, но гораздо хуже умеют общаться с людьми, потому что этого навыка у многих просто нет. Они выросли в средах, где не требуется навык публичного политика.
С одной стороны, им проще, избирательные технологии позволяют сейчас выиграть первые выборы без особых проблем. Но через пять лет кому-то из них придётся переизбираться, и тут уже потребуются политические навыки. Но далеко не всем, кого отправили из Москвы, из ведомств, хочется быть 10-15 лет губернатором. Полагаю, что многие хотели бы отработать пять лет и уйти на повышение в Москву – поэтому им даже не нужно налаживать коммуникацию с людьми и региональными элитами. А через пять лет придёт новый парашютист. Так будет, пока населению это не надоест, потому что это ненормальная система. Фактически губернаторы проводят генеральную линию партии и отвечают только перед федеральной властью.
Если губернатор отвечает только за нацпроекты и хорошую отчётность, он не может быть полноценным руководителем. Потому что руководство означает в том числе отражение интересов жителей региона.
Смена старых глав регионов и избрание с помощью политтехнологий тех, кто спущен сверху, нацелена на усиление контроля и выполнение указов. Модель технократического управления многое взяла из игротехники – узнаю школу Щедровицкого.
+++
Крупнейшие сырьевые компании ещё меньше дают региону, чем было при советской власти. Тогда была освоенческая парадигма: строились производства, инфраструктура, жильё, приезжало много людей. Освоение было затратным и неэффективным, но регион получал новые рабочие места и инфраструктуру. Сейчас бизнес проводит другую политику, используется вахта с минимальными издержками. Регион вроде бы должен получать бюджетные доходы от новых проектов – а вот с этим проблема. Российский крупный бизнес (тут чемпионы «Роснефть» и «Новатэк») получил от федеральных властей огромные налоговые льготы, осваивая Ванкор и другие нефтяные и газовые месторождения в Сибири. Бюджеты регионов пять и больше лет не получали налоги на прибыль, на имущество. Прибыль вывозится, для этого используется оптимизация налогообложения, трансфертные цены.
В Иркутской области и Красноярском крае РУСАЛ использует толлинговые схемы и платит налоги только с плавки алюминия, а не с конечной продукции. Сырьё импортное, алюминий продается на экспорт трейдерами, налогообложение минимальное.
Чем больше государства в экономике, тем больше льготы крупнейшим госкомпаниям.