Size: a a a

Шрифтовой дизайн

2017 January 23
Шрифтовой дизайн
Так как этот канал имеет образовательную составляющую, я разобрал самые первичные и основные ошибки, чтобы не быть голословным.
1. Начнём с надписи «советский», которая пытается скопировать обложку журнала Советское фото  http://ifolderlinks.ru/files/au105826/soviet_photo_1989_04.jpg
Автор оригинала хорошо знал, как строятся буквы и компенсировал размер верхнего полуовала «В», чтобы она была оптически сбалансована.
На современной картинке В построена полностью геометрически, без каких-либо компенсаций, из одинаковых полуовалов. Из-за этого форма разваливается — верх перевешивает низ.
2. Если В построена настолько строго герметично, тогда почему штрих К не отцентрован относительно овала С? В построении геометрии создателям советского летеринга хватало перфекционизма для такого.
3. Буква Л нарисована слишком размашисто и читается как росчерк, а не буква. Та же проблема у «г». Но это мелочи по сравнению с выбранной графемой букв «Т». Такая форма была в советской традиции, но авторы очень осторожно работали выносными элементами над строкой.
В кириллице всего 2 знака всегда имеют верхний выносной элемент (б и ф), потому разночтение однозначно при такой форме, да ещё и таких больших выносах. Первостепенной задачей летерера стоит всегда соответствие замысла написанного и того, как это прочитают. Это главное правило.
4. Форма букв «е», их кривость, различность строения и отсутствие баланса белого говорит о том, что автор никогда не практиковал традиционную каллиграфию и не писал «палочки». Я готов поверить, что это работа одного из учеников, потому что профессионалу это сделать просто невозможно. На этом хватит. Я и так вышел за рамки этого канала.
источник
Шрифтовой дизайн
Весь советский летеринг (ха-ха, разумеется этот термин уже противоречит содержанию) шёл от почерка. Люди писали обычным своим почерком в обычной переписке такие графемы. Чтобы понять, как имитировать советскую стилистику, необходимо не смотреть на старые фото и обложки журналов, копируя оттуда куски букв, а изучать почерки их авторов и почерки обычных людей того времени.
источник
Шрифтовой дизайн
источник
2017 January 24
Шрифтовой дизайн
В сентябре прошлого года в Варшаве прошла главная ежегодная шрифтовая конференция AtypI. Программа конференции получилась очень насыщенной, а благодаря близости, многие отечественные дизайнеры побывали на ней. Так, например, type.today сделали обзор-выжимку прошедших докладов: https://type.today/ru/journal/atypi2016

А пару дней назад организаторы конференции выложили интервью с докладчиками. Там же, на канале можно посмотреть видео всех выступлений: https://www.youtube.com/channel/UC3TabHJUsa2BkEkN_xSpMvQ/playlists
источник
Шрифтовой дизайн
источник
Шрифтовой дизайн
Так случилось, что я случайно попал в соорганизаторы и жюри типографического конкурса, посвящённого выходу нового издания книги Эрика Шпикермана «О шрифте». В книге простым языком для широкого читательского круга рассказывается о шрифтовом дизайне.

Конкурс простейший — нужно создать типографический плакат на тему одной из цитат Эрика Шпикермана. Уже прислано полсотни работ. Среди них есть хорошие, но такой автор достоин большего. Приглашаю поучаствовать:
http://citycelebrity.ru/citycelebrity/Project.aspx?ProjectId=739
Дэдлайн 31 января.
источник
Шрифтовой дизайн
источник
2017 January 25
Шрифтовой дизайн
Недавно дал небольшое, местами жизнеутверждающее интервью о том, что я делаю за милой беседой редактору интернет-журнала ЗОВ: https://z-o-v.ru/2017/01/21/legenda-5-shriftovoj-dizajner-sergej-rasskazov/

Мне пока не наскучили интервью и я с удовольствием их даю (4-5 дал в прошлом год). За беседой сам о себе узнаёшь много нового и это позволяет разложить некоторые мысли по полочкам. В этот раз было больше вопросов о творческом пути и идеологии, чем про шрифты.
источник
Шрифтовой дизайн
источник
2017 January 26
Шрифтовой дизайн
источник
Шрифтовой дизайн
Франк Блокланд дописал в конце прошлого года мощнейшую исследовательскую книгу о переходе рукописных почерков эпохи возрождения в металлический набор и их дальнейшей систематизации. Титанический труд. Курс шрифтового дизайна последние 3 месяца проходил примерно тот же путь, отчего мной книга воспринята с особым восторгом.

Заказать печатную книгу можно тут: http://bit.ly/blokland
(Она обойдётся в смешные 27$ с доставкой в Россию. Рекомендую!)
Или уже прямо сейчас можно совершенно бесплатно скачать официальную электронную книгу с сайта Лейденского университета: http://bit.ly/leidenPDF

Книга: On the Origin of Patterning in Movable Latin Type
Автор: Frank E. Blokland
В этой книге идеально всё: собранный материал, качество оформления, выводы. Меня книга просто поглотила. Не отрываясь несколько дней, я её просмотрел до последней страницы, но впитывать буду ещё не один год. Думаю, это то самое издание, которое замкнуло пятёрку лучших теоретических книг о шрифтовом дизайне в моём внутреннем рейтинге. Предупреждая вопросы, которые сейчас начнут сыпаться — хорошо, весь топ-5 книг о шрифтовом дизайне, которые рекомендую иметь в библиотеке тем, «кто уже начал», скоро назову здесь.
источник
2017 January 27
Шрифтовой дизайн
источник
Шрифтовой дизайн
Свежайшая красота адаптивных шрифтов от учеников гаагского курса Type and Media 2016 2017: http://typemedia.org/tm1617/responsive/slides.html

Для полного удовольствия меняйте размер окна браузера или поворачивайте экран устройства.
источник
Шрифтовой дизайн
источник
Шрифтовой дизайн
100 лет назад великий Эдвард Джонстон создал культовый шрифт для лондонской подземки. В честь этого вышла обновлённая версия шрифта под названием Johnston100. Но это была мелкая, никем незамеченная новость, пока компания Найк не выпустила обувь с этим шрифтом. Это действительно здорово, когда узкая шрифтовая профессия проникает в массовую культуру! Достижение. Посмотрите, какая красота: http://www.typeroom.eu/article/nikelab-x-roundel-honor-johnston-typeface-cult-classic
источник
2017 January 30
Шрифтовой дизайн
Вчера я сделал репост в этот канал, не читая (был увлечён воркшопом прекрасной Марии Дореули в моей Школе. Вот несколько последних фото: https://www.instagram.com/typeschool/). Если считаете нужным, отписывайтесь. Я виновен и нет мне прощения за слепой репост. Больше такое не повторится. (Речь о новом руководстве по выбору шрифтов на медузе https://meduza.io/feature/2017/01/29/kak-vybrat-shrift)

Сурганова я читаю ещё с каменного века и не ожидал подвоха. Чтобы написать вредную статью про шрифты для обычных читателей, нужно просто очень сильно постараться. Но Сергей не оправдал ни капли моих ожиданий — статья оказалась настолько пропитана профанацией, что и без моей реакции вызвала в профессиональной среде эмоции от недоумения, до возгласов осуждения. Тот редкий случай, когда статья про шрифты, прочитанная обывателем, идёт отрасли во вред. Такое впечатление, что статья написана для газеты «Метро» или «Мой район», а не для Медузы её арт-директором. После такого текста обычный читатель будет думать, что «картошка растёт на деревьях».
Эмоционально, с единорогами и спойлерами, я написал Сергею на его странице: https://www.facebook.com/surganov/posts/1273030739407271?comment_id=1273995882644090
Если хотите аллегорий, почитайте прекрасную статью-рефлексию Ивана Васина про выбор фотоаппаратов: https://www.facebook.com/vanyavasin/posts/1346832245337806?comment_id=1346944665326564&reply_comment_id=1346971511990546
источник
Шрифтовой дизайн
источник
Шрифтовой дизайн
Топ-5 теоретических книг о шрифтовом дизайне для тех, кто уже начал.
Как и обещал. Это рейтинг среди книг, которые есть у меня лично, которые я уже читал или читаю. Места не имеют значения, порядок случаен. Все книги я рекомендую, и, к счастью, 2 из них уже переведены на русский язык издательством Аронова http://aronov-books.ru/books. Это не книги вроде Карен Чен или Юрия Гордона, которые я отношу к категории практических, о которых расскажу в как-нибудь в следующий раз. В них больше мыслей о шрифте в целом, чем о конкретных знаках. Но при этом каждая из этих книг может быть использована при создании шрифта в качестве основного руководства, в зависимости от задачи.

1. Frank E. Blokland: On the Origin of Patterning in Movable Latin Type
Докторская работа Франка Блокланда в лейденской университете о истории гуманистической антиквы и систематизации её форм в эпоху металлического набора. Много внимание уделено современному шрифту и технологиям. Пока читаю ПДФ (ссылку давал несколькими записями выше) и жду, когда приедет книга.

2. Fred Sm­ejers: Counterpunch
Ещё один голландец и ещё одна книга, про историю металлического набора. Про пуансоны, чёрное, и белое, форму и контр-форму. Так же одновременно историческая и современная книга. В мою библиотеку когда-то попала совершенно случайно.

3. Gerard Unger: While you’re reading
Книга о природе чтения. Про особенности чтения и восприятия текста. Про readability, legability и иные билити.
Наверное, единственная книга о штифтовом дизайне, в которой от первой до последней страницы автор приходил к выводам через критичный взгляд и исследования вопроса. Эта книга ко мне приехала 2 недели назад, но впечатляет с первых страниц.

4. Роберт Брингхёрст: Основы стиля в типографике
Книга больше про типографику, но в топ попала, из-за переводу на русский язык и тому, что книга на треть толще оригинала, благодаря примечаниям Владимира Ефимова. Первое издание в мягкой обложке мне нравилось намного больше.

5. Геррит Ноордзей: Штрих. Теория письма
Четвёртая книга в этом списке, написанная голландцем. Настольная книга на моём курсе шрифтового дизайна. Ученики во многом следуют принципам, описанным Герритом, используют его терминологию и применяют написанное на практике. Это самая короткая, непростая и одна из самых важных книг о шрифтовом дизайне. Спасибо Ирине Смирновой за перевод и личные консультации с Герритом, чтобы донести его мысли максимально верно.
источник
2017 February 01
Шрифтовой дизайн
Юрий Гордон — один из самых интереснейших собеседников в шрифтовой среде. Впервые мне довелось с Юрием пообщаться лет 8 назад, во время его приезда в Петербург, сидя в какой-то тесной кафешке напротив Казанского. С тех пор прошло множество встреч и тысячи прочитанных постов, не говоря про два издания КпроБ, но всё равно каждый раз от Юрия я узнаю множество нового и важного.
Эта прелюдия к тому, что школа Bang! Bang! записала с Юрием Гордоном часовое интервью в формате монолога, которое я настоятельно рекомендую посмотреть каждому. Здорово и легко о важных вещах в профессии творца: https://bangbangeducation.ru/lecture/vizualnaja-poezija
источник
2017 February 02
Шрифтовой дизайн
источник